Коллекционные инвестиции: стоит ли их делать?

Как вложить деньги в искусство

Привет, я маркетолог с дипломом искусствоведа. У меня есть 100 тысяч рублей, которые хочу вложить в искусство. Об этом мой сказ.

Как работают инвестиции в искусство

Суть инвестиций во что угодно — дешево купить и выгодно продать, заработать на разнице. Например, сегодня покупаешь картину художника за 10 тысяч рублей, ждешь десять лет, перепродаешь за 110 тысяч. Если всё сложилось, то доходность — 100% годовых.

Покупают искусство лично у художников, в галереях или на аукционах. Продают так же: лично, в галереях или на аукционах. В мире всегда есть люди, у которых есть ненужная картина; и всегда есть те, кому эта картина нужна. Если вы удачливы, чувствуете рынок и любите искусство, на этом можно зарабатывать.

Инвестиции в искусство высокорисковые: то, что вы сегодня купили за 10 тысяч, через десять лет может стоить как 100, так и 500, так и 5 тысяч. Купленная сегодня работа может оказаться подделкой. В отличие от банковских вкладов или облигаций, в искусстве нет никаких гарантий.

Есть три причины вкладываться в искусство

  1. Если вы покупаете работы ныне живых художников, вы помогаете им жить. История вас не запомнит, скорее всего, но зато вы сделаете доброе дело.
  2. Произведения искусства со временем могут расти в цене, причем на порядки.
  3. Если вы купили картину, которая вам нравится, но не смогли потом ее продать, то у вас, по крайней мере, останется картина, которая вам нравится. В отличие от акций разорившейся компании.

Откуда такие цены

При определении цены произведения оценивают не затраты на его создание. Картину не покупают по цене потраченной на нее краски и холста. Цена картины — это цена актива, который эта картина представляет. Актив — это имя художника, эпоха, уникальность или знаменитый владелец.

Цена актива зависит от того, насколько художник популярен, востребован, раскручен и признан. Вот как это работает:

Иванини попал в каталог «Актуальные вопросы современного искусства», а критик Боровини написал о художнике эссе

Прошло 100 лет, об Иванини все забыли, а искусствоведы говорят, что это «сильный художник третьего ряда»

Если вы купили плакат или фотографию, принцип не меняется: если эпохой интересуются, проводят выставки и активно продают аналоги, то и ваш актив растет в цене. Если интерес спадает или проходит мода — цена падает.

Инвестиции в искусство — долгосрочные. Ждать серьезного изменения цены на современное искусство придется минимум 5 лет. Старое искусство меняется в цене еще медленней, причем не всегда растет.

Чтобы разобраться, во что сейчас выгодно вкладывать, я опросила знакомых, которые профессионально оценивают и продают искусство. Вот что они порекомендовали купить на 100 000 рублей.

Рынок искусства малопредсказуем: мы не можем рассчитать точную стоимость произведения.

Самые яркие произведения возникают на стыке эпох, перед революциями. Сейчас всё спокойно и такого «огня в глазах» нет.

Признак искусства, которое оставит след в истории, — это стремление художника найти новый путь к искусству будущего. Я бы выделил Илью Долгова и Дмитрия Каваргу.

Серия «Гербарий» продается в московской галерее XL, цена за 1 лист — 1100 €

Серия «Гербарий» продаётся в московский галерее XL, цена за 1 лист — 1100 €

Дмитрий Каварга работает в популярном жанре сайнс-арт: часто его объекты шевелятся, изображая живых существ, но эта стоит спокойно

Вложение в молодых — не только инвестиция, но и возможность остаться в истории как «коллекционер, который угадал». Молодые художники растут быстрее всего: посмотрите работы Анастасии Дрожкиной — она продает вещи и занимается внедрением современного искусства в классический музей.

Работы Анастасии Дрожкиной сейчас продаются только напрямую. «17. Страсть, которая нас объединяет». Из серии Vertebra. 180×150 см, печать на ткани. «13. Радуется после бури», из серии Vertebra. 77×68 см, печать на ткани

Набирает популярность Ольга Кройтор. Правда, она работает с идеями, а не с предметами, но можно купить ее видеоарт и фотофиксацию перфомансов.

В 2013 году похожая работа Ольги Кройтор была продана за 2500 €. Ольга сотрудничает с Artwin Gallery: в галерее сообщили, что ее работы за последние 3 года сильно выросли. В галерее сейчас нет ее работ по цене до 100 тысяч рублей

Не думаю, что кто-то из современных российских авторов будет стоить сотни тысяч евро.

Если по какой-то причине вы не хотите вкладываться в современное искусство, то есть еще два пути.

Первый — киноплакаты сороковых, пятидесятых и даже тридцатых годов. За 30—40 тысяч рублей вы купите плакат 1930 годов, а они сейчас растут в цене.

Второе — книги. Сейчас они резко упали в цене — самое время приобретать раритеты. Недавно были интересные предложения первых изданий Ахматовой, Мандельштама. Такие книги будут дорожать.

Киноафиши можно поискать в букинистических и антикварных магазинах
или на специализированных аукционах

Киноафиши можно поискать в букинистических и антикварных магазинах
или на специализированных аукционах

Первые издания ищите в букинистических магазинах или в «Доме антикварной книги» на Никитском

Первые издания ищите в букинистических магазинах или в «Доме антикварной книги» на Никитском

Лучше вложить эти деньги в акции «Теслы», «Фейсбука» или любой другой ИТ -компании.

В любой антиквариат — мебель, европейский фарфор — вкладываться точно не стоит: сейчас очень сильно упали цены и продать что угодно готов кто угодно.

Другое дело, если вы точно знаете, кому вы этот антиквариат продадите — фонду, музею. То есть вы должны владеть информацией о том, что сейчас нужно рынку. Нужно понимать, что если вы покупаете антикварный буфет, то это шопинг, а не инвестиция.

В кризис на антикварном рынке первой дешевеет мебель

Даже на знаменитых художников цены упали. Русских сезонов, когда нувориши скупали подчистую «Сотбис», больше нет, отделы русского искусства упразднили, а «русских» стали продавать в одном потоке с восточноевропейским искусством. За рубежом русское искусство никому не нужно.

Хотя, конечно, шедевры остаются шедеврами. Другой вопрос, что шедевр сам по себе не может стоить 100 000 рублей по нынешнему курсу. Никак не выйдет купить Кандинского за сотку.

Сто тысяч можно попробовать вложить в тиражное, но хорошее искусство. Лучше вложиться в металлическую тиражную скульптуру Елены Янсон-Манизер и Матвея Манизера, чем в дешевую живопись. Чугунная или алюминиевая скульптура стоит недорого, но по эстетическим характеристикам интереснее скульптуры из шпиатра и бронзы.

Неплохой вариант — молодые художники или фотография. Но это, на мой взгляд, история больше про эстетику, чем про деньги.

Чтобы удачно выбрать тиражное искусство, придется разобраться в эпохе

Чтобы удачно выбрать тиражное искусство, придется разобраться в эпохе

Запомните

  1. Ввязывайтесь в эту авантюру, только если действительно любите искусство.
  2. Искусство дорожает долго. Покупайте то, на что вам будет приятно смотреть.
  3. Вкладывайте свободные деньги. В искусстве нет гарантий роста цены.
  4. Разберитесь в трендах и читайте новости, чтобы выбирать перспективных из молодых художников и хорошее из старого искусства.

Консультанты: Ульяна Доброва, НИНЭ им. П. М. Третьякова, Ксения Подойницына, Галерея 21

Коллекционные инвестиции: стоит ли их делать?

Заработать на коллекционных предметах и искусстве сложнее, чем внести деньги на депозит и ожидать, пока начислят проценты. Но и доход в удачной ситуации может быть заметно выше. В статье ниже речь пойдет о том, насколько прибыльна эта сфера и каковы риски для инвесторов.

Сколько можно заработать на «коллекционных» инвестициях?

Инвестиции в объекты увлечений — это вложения в уникальные или редкие вещи, а не просто покупка предметов роскоши (например, яхты или частного самолета). Среди «коллекционных» активов наиболее востребованы предметы искусства, редкие ювелирные изделия и авто. Высоким спросом пользуются часы, монеты, особые выпуски спиртных напитков, почтовые марки и многое другое.

Инвестиции в искусство

Эталоном «коллекционных» вложений является живопись. Доходность художественных полотен может достигать сотен и даже тысяч процентов годовых. Старую, но все еще интересную статью про инвестиции в искусство читайте здесь.

Например, стоимость одного из самых дорогих произведений искусства — картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира» — за 60 лет возросла в миллионы раз. В 1958 году «Спаситель», на тот момент считавшийся работой ученика да Винчи, ушел на Сотбис за 45 фунтов. В 2017 году «Спасителя мира» выкупил саудовский принц за 450 миллионов долларов.

Прибыльность инвестиций в искусство во многом зависит от выбранного направления.

Приобретение работ известных мастеров на аукционах Bonhams, Christie’s, Sotheby’s и т.д. Такие произведения всегда востребованы, но могут стоить сотни тысяч или миллионы рублей. Они потребуют немалых расходов на экспертную оценку, перевозку и хранение.

Как определить таких художников? Готового рецепта нет, а взгляды искусствоведов скорее всего будут различаться примерно так же, как дата грядущего кризиса у различных аналитиков. Так что лучше всего начать разбираться самостоятельно, и ориентироваться как на признанные тренды, так и на собственный вкус.

В отличие от безликих электронных акций в торговом терминале, искусство несет отпечаток человека, эпохи, тепла. Акции нередко продают в панике после падения – падение цены картины, которая нравится, реже беспокоит своего владельца.

Впрочем, у инвестора есть возможность пойти зыбким путем подбора инвестиционного фонда, который специализируется на искусстве. К примеру, это может быть фонд фотографий 100-летней давности, который планирует через десяток лет продать по заметно более дорогой цене. Если фонду это удастся, инвестор, на деньги которого совершалась покупка, будет в прибыли.

Проблема в первую очередь в том, что подобных паевых фондов в России очень мало. Например, к концу 2011 года был сформирован фонд «Собрание. Фотоэффект» под управлением компании «Лидер» – однако уже через год он был ликвидирован. Фактически сейчас действует чуть ли единственный фонд «Атланта Арт», который был сформирован еще в 2010 году. По информации сайта, фонд владеет зарисовками Брюллова и очевидно ждет возрождения интереса к его творчеству. Минимальный взнос в фонд составляет 1 млн. руб., что не сравнить со стандартными ПИФ, БПИФ или ETF на зарубежных биржах.

К проблемам прибавляется то, что фонды художественных ценностей закрытого типа. Это значит, что во-первых ликвидность средств инвестора на протяжении многих лет в них равна или близка к нулю, а сделать вклад можно лишь на стадии формирования ПИФ (правда, паи запущенного фонда могут торговаться на бирже с высоким спредом, и тогда можно купить их там). Кроме того, для инвестора фонд практически является «черным ящиком», а комиссии от неликвидных и потенциально доходных вложений обычно высоки.

Большинство этих минусов стоит отнести и к зарубежным взаимным фондам, которые можно искать по запросу «Art Funds». В их случае актуальная комиссия составляет от 1 до 3% годовых плюс 20% от прибыли. Предлагает инвестировать в «голубые фишки искусства» сайт masterworks.io , указывая за последние 25 лет доходность от инвестиций в арт-объекты в 13.6% годовых:

Доходность инвестиций в искусство наглядно отражает целый ряд специальных индексов. В них входят не только цены на полотна великих мастеров, но показатели инвестиционных фондов.

  • Индекс AMR Art-100 растет на протяжении 25 лет, увеличиваясь в среднем на 8% годовых. Собирается по данным 130 мировых аукционов за последние два года, его график здесь. Публично доступны данные с 2007 года, но по запросу можно запросить их с 1978 г. в течение 50 лет демонстрирует доходность 8-9% годовых. Особенно хороший рост заметен с 1950 до конца века, после чего кривая приняла более горизонтальное направление.

Понятно, что вложиться в индексы выше возможности нет и это лишь барометры цен на искусство. Согласно отчету Artprice, с июня 2020 года по июнь 2021 г. оборот на рынке современного искусства составил $2,7 миллиардов. В общей сложности за этот период было продано более 100 тысяч работ. Около 73% или $2 миллиардов от общего оборота пришлось на живопись, причем почти 2% от общего объема рынка искусства составили продажи невзаимозаменяемых токенов (NFT).

Инвестиции в LEGO и новинки известных дизайнеров

Перспективным направлением коллекционных инвестиций являются редкие игрушки. Это не только антикварные куклы Bru, Steiner или Kammer und Reinhard, но и конструкторы LEGO.

Коллекционные LEGO имеют среднюю доходность до 11% годовых (по данным ВЭШ). Самыми востребованными являются серии Star Wars и Minecraft. Например, экшн-фигурка Дарт Реван за 2014 год выросла в цене с 4 до 30 долларов. Наборы, купленные за 5 долларов в 2014 году, сегодня на Ebay стоят более 70 долларов. Однако не стоит забывать, что такие фигурки могут оказаться подобны акциям роста, когда за ростом следует падение с возвращением к «справедливой» цене.

Еще одной интересной разновидностью коллекционных инвестиций считается коллекционная обувь и одежда. Поступление на прилавки коллекций от известных дизайнеров вызывает ажиотаж, сравнимый с выходом нового iPhone. Люди заранее записываются и стоят в очередях по несколько дней. Некоторые вещи в последствии дорожают в 2-3 раза.

Например, кроссовки Yeezy Boost от Adidas, стоившие около 16 тыс. руб., перепродаются с рук за 30-35 тыс. руб. Но здесь нужно умение выбирать брендовые штучные товары, поскольку одеждой (даже дорогой) завалены почти все страны мира. Кроссовки снашиваются быстро, сегодняшнюю партию сменяет новая — легко ошибиться и прогадать.

Потребители коллекционных товаров

Представители галерей и аукционов отмечают, что частные лица приобретают предметы коллекционирования и искусства чаще, чем банки или корпорации. Среди покупателей растет доля инвесторов, трейдеров, математиков и других далеких от искусства людей. В целом они инвестируют в редкие предметы больше, чем простые ценители и антиквары.

В 2018 году банк Credit Suisse опубликовал исследование об основных тратах и вложениях людей с капиталом от $30 миллионов. Оказалось, что в коллекционные предметы и искусство они вкладывают не более 6% своего состояния. Около 75% капитала богатые люди предпочитают инвестировать в следующие три направления:

  1. ценные бумаги и финансовые активы
  2. коммерческая недвижимость
  3. личный и семейный бизнес

Получается, что долларовые миллионеры предпочитают классические способы приумножения капитала. Они увлекаются коллекционированием и искусством, но не могут себе позволить тратить более 6% дохода на дорогое хобби. И это в целом хороший совет для инвестора с любым капиталом – тем более, что владеть коммерческой недвижимостью под силу и мелкому инвестору при покупке фондов REITs. График ниже показывает, что первую половину XX века (вплоть до 1960 года) искусство в целом не дало его владельцам никакой прибыли, а акции по итогам почти 120 лет обошли все альтернативные варианты:

Риски инвестиций в предметы искусства

Богатые инвесторы могут себе позволить купить дорогое полотно, которое в будущем может упасть в цене – например, после проверки подлинности. Рядовому инвестору, как сказано выше, лучше всего думать о сохранении и приумножении капитала менее доходными, но и менее рискованными способами, основанными на портфельной теории и исторической доходности активов.

Поэтому важно оценить все недостатки и риски, связанные с вложениями в альтернативные активы.

  • Низкая ликвидность — мало возможностей для продажи по цене, близкой к рыночной. Картину Кандинского или Maybach невозможно перепродать столь же быстро, как акцию первого эшелона. Поиски покупателя могут длиться месяцы, а то и больше;
  • Владельца произведений искусства и коллекционных вещей всегда сопровождают дополнительные расходы: покупатель уплачивает аукциону комиссию от 2% до 10%. При необходимости заказывает экспертизу, реставрацию, специальное оборудование для хранения, поддержания нужной температуры и т.д.;
  • Отсутствие регулярного пассивного дохода — дивидендов, купонных выплат, доходов от бизнеса. Деньги поступают только после продажи коллекционного актива. Собственно, это недостаток любого товарного актива, например золота или фьючерса на нефть;
  • Высокая цена признанных предметов искусства. Картины неизвестных художников стоят значительно дешевле, но продавать их скорее всего придется только из рук в руки. И совсем не факт, что эта продажа через несколько лет покроет даже инфляцию;
  • Высокий риск приобретения подделки. Сегодня подделывают даже модные кроссовки, что говорить о картинах.

На рынке современного искусства огромное количество подделок и копий. Чтобы подтвердить ценность произведения, нередко приходится оплачивать услуги эксперта, а подлинность некоторых картин не могут установить даже профессионалы. Одним из ярких примеров является скандал с подделкой Шишкина.

В 2004 году аукцион Sotheby’s в срочном порядке снял с торгов «Пейзаж с ручьем» И.Шишкина из-за фальшивой подписи художника. Незадолго до торгов картина была проверена экспертами Третьяковской галереи и Сотбис. Стоимость произведения оценили в $1 миллион. Оказалось, что «Пейзаж с ручьем» — это работа кисти голландского художника Андриана Куккука. Как выяснилось, с полотна были удалены изображения ягненка и людей, а подпись Куккука заменена на подпись Шишкина.

Таким образом, планировать вложения в предметы искусства очень сложно: сделка по покупке или продаже может готовиться месяцами. Определение «справедливой» цены очень затруднительно: если некто готов заплатить за картину 100 тысяч, а другой раздумывает над ценой в 1 000, то можно ли считать справедливой ценой среднюю между ними? Доходность таких инвестиций невозможно оценить заранее на любом периоде, в отличие от инвестиционного портфеля, поскольку спрос и динамика развития цены на коллекционные ценности не подчиняется основным законам экономики.

Как формируется цена на предметы искусства?

Цены на произведения искусства складываются не из стоимости краски, холста, труда мастера. Для коллекционеров важен актив, который представляет произведение. Это может быть имя знаменитого художника или бывшего владельца, историческая эпоха или неординарный взгляд.

Над авангардистами начала XX века долго смеялись, в том числе талантливо – читайте произведения Аверченко. Между тем авангардизм жив и сегодня. В фильме «1+1» забавно показано, как бросок краски на холст превращается в шедевр, если автор оказывается в нужной среде. Так что в целом цена формируется непредсказуемо с позиций сегодняшнего дня.

Актив растет в цене, пока эпоха вызывает интерес: проводятся выставки, различные мероприятия, на аукционах продаются аналогичные произведения. Когда мода на эпоху или авторский взгляд проходит, стоимость предмета искусства падает. Иногда такой интерес можно поддерживать и искусственно, формируя соответствующие статьи. Но и траты на серьезные издания соответствующие.

Если давать какой-то общий совет, то он в том, чтобы разбираться и любить искусство. Может быть, увлечение удастся превратить в выгодные инвестиции, но если цель только в заработке, преуспеть трудно. Ведь тут не абстрактные котировки ценных бумаг, а «живой» товар с историей, трудом и обычно душой. От умения разглядеть это и зависит результат коллекционера. Если же речь именно о деньгах, то портфеля из ценных бумаг будет вполне достаточно для разумных цифр будущей доходности.

Инвестиции в предметы искусства

В современном мире каждый инвестор имеет широкий набор финансовых инструментов, в которые он может вложить собственный капитал. Среди них есть более и менее популярные на инвестиционном рынке активы. В то же самое время существуют и достаточно узкие направления для инвестирования, не знакомые широкому кругу инвесторов. Ярким примером этого могут служить инвестиции в искусство.

Картинная галерея

Предметы искусства – довольно широкое понятие, которое включает в себя множество объектов материального мира. Чаще всего в качестве инвестиционного актива рассматриваются картины. Однако помимо них, речь может идти про скульптуры, предметы антиквариата, ретроавтомобили и так далее.

Насколько обоснованы такие инвестиции

Существует достаточно большое количество потенциальных инвесторов, которые не рассматривают произведения искусства в качестве объектов для реального инвестирования денежных средств. Они воспринимают покупку картин и предметов антиквариата в качестве модной забавы и даже не пытаются проанализировать доходность и рискованность подобных капиталовложений.

Однако в действительности мы говорим про весьма интересное направление для вложения денег. Эта отрасль имеет собственные особенности. Естественно, в ней имеются не только плюсы, но и минусы.

Главным преимуществом инвестиций в искусство следует считать невероятную надежность. В частности, картины великих мастеров являются теми предметами, которые можно считать непреходящими ценностями. Естественно, что с течением времени они постоянно растут в цене.

Действительно, рынок произведений искусства отличается повышенной устойчивостью. На нем не отражаются какие бы то ни было политические и экономические потрясения. Даже если в одной или нескольких странах начнется серьезный кризис, то инвестор от искусства всегда сможет продать свои картины коллекционерам из другого государства.

Считается, что инвестиции в предметы искусства практически лишены рисков. Основные из них связаны с возможностью утраты картин в результате хищения или несчастного случая. Однако если хранить такие произведения в ячейке надежного банка, то потенциальные опасности сводятся практически к нулю.

Однако инвесторам не стоит забывать и о существующих недостатках инвестирования в искусство.

Во-первых, такие инвестиции требуют наличия серьезного капитала. Предметы искусства, созданные даже современными художниками и творцами, стоят больших денег. Что уж говорить про работы великих мастеров прошлого. В настоящее время картины Матисса, Монэ, Пикассо, Ван Гога, Айвазовского, Дали и других общепризнанных авторитетов стоят десятки миллионов долларов.

Во-вторых, инвестиции в искусство всегда подразумевают работу на долгосрочную перспективу. Картины уверенно растут в своей инвестиционной стоимости. Однако делают они это достаточно медленно. Инвестирование в прекрасное имеет смысл если инвестор мыслит категориями десятилетий.

В-третьих, подобные инвестиции требуют специального образования и специфического опыта. Только опытный инвестор от искусства может предположить, картины какого современного художника в будущем будут стоить миллионы. Ведь существует большое количество творцов, произведения которых так и не получают всемирного признания.

Инвесторы в искусство

Варианты для инвестирования

После того как инвестор принял решение о том, что он хочет развиваться в подобной сфере, ему необходимо определиться с инвестиционной стратегий, которой он будет придерживаться.

  1. Обычные инвестиции. В данном случае речь идет о приобретении предметов искусства с целью последующего получения прибыли путем их спекулятивной перепродажи. Проще говоря, инвестор стремится приобрести полотно подешевле и через какое-то время реализовать его подороже.
  2. Стратегия коллекционирования. В данном случае инвестор не ставит перед собой задачу непременно заработать на приобретении картин. Он собирает коллекцию. Зачастую таким инвестированием занимаются очень богатые люди, увлекающиеся искусством. В то же самое время если подвернется вариант с серьезной прибылью реализовать то или иное полотно, то они часто им пользуются.
  3. Инвестор, которые хочет инвестировать в предметы искусства, но самостоятельно не разбирается в них, может вкладывать сбережения в особые компании, специализирующиеся на такой деятельности. В западной практике зачастую несколько инвесторов могут организовать фонд, который будет аккумулировать в себе инвестиции от всех его участников, которые будут тратиться на покупку картин. На такие фонды часто работают самые авторитетные мировые искусствоведы.

Где купить

Но где именно продаются полотна известных художников и другие предметы искусства? Ответ на этот вопрос очевиден для любого человека, который близок к данной сфере деятельности. Подобной деятельность занимаются известные мировые аукционы или аукционные дома. Давайте перечислим наиболее крупные из них.

Sotheby’s. Данный аукцион считается одним из двух крупнейших в мире. Через его стены прошли работы всех выдающихся творцов в истории человеческой цивилизации. По оценкам некоторых источников его доля на мировом рынке антиквариата равняется 40–45%.

Christie’s. Этот второй крупнейший аукционный дом мира. О его соперничестве с Sotheby’s давно ходят настоящие легенды. Во многом они похожи. Но чем больше их сходство, тем яростнее разгорается их соперничество на рынке искусства.

Конечно, мы назвали вам лишь двух крупнейших игроков на этом рынке. Существует огромное количество других аукционных домов, имеющих региональный статус, или вовсе действующих на территории отдельно взятой страны.

Принцип деятельности аукциона крайне прост и понятен. На торги выставляется лот – конкретное произведение искусства. На него организатор аукциона объявляет начальную цену. После этого участники торгов начинают поднимать финансовую планку. В результате побеждает тот, кто готов заплатить за предмет искусства наибольшую цену.

Женщины несут картины на аукционе

Какова доходность

Сколько денег могут принести инвестиции в искусство? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Все дело в том, что данная сфера имеет очень много переменных, которые следует учитывать.

Скорее имеет смысл обратить внимание на взаимосвязь долгосрочности инвестиций и итоговой прибыльности актива. Чем дольше картина находится у инвестора, тем выше поднимается ее стоимость.

В то же самое время существует большое количество инвесторов, специализирующихся исключительно на рассматриваемом рынке. Вложения денег в предметы искусства приносит им более чем существенный доход.

В заключение необходимо сказать, что инвестирование в картины и предметы антиквариата может не только обогатить, но также и разорить инвестора. Если вы не являетесь специалистом в живописи или скульптуре, то при вложении капитала в подобные активы следует соблюдать повышенную осторожность.

Источник https://journal.tinkoff.ru/art-price/

Источник https://investprofit.info/collectible-investments/

Источник https://investoriq.ru/praktika/investitsii-v-iskusstvo.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: