Формула ROI: что это такое, как рассчитать и использовать на практике
Сторонников использования ROI (Return on Investment) достаточно много, как и его противников. Первые утверждают, что коэффициент рентабельности позволяет хотя бы примерно оценить полезность тех или иных инвестиций. Противники же уверяют, что использовать ROI нет смысла, так как этот показатель не может быть объективным, а человек, занимающийся составлением отчета, на первый план будет стараться выставить свою полезность, а не общий показатель доходности капиталовложений.
Что такое ROI
ROI – это коэффициент рентабельности инвестиций. Данный показатель измеряется в процентах и позволяет оценить убыточность или прибыльность той или иной инвестиции. Для расчета данного показателя нужно знать только 2 вещи: размер инвестиций и доход от вложений.
ROMI – то же, что и ROI, но только для оценки эффективности маркетинговых вложений. Показатель ROMI учитывает только маркетинговые расходы, не принимая в расчет остальные затраты, например расходы на производство товара.
Если говорить простыми словами, то ROI (Return on Investment) – это показатель, который демонстрирует то, насколько невыгодной или выгодной является инвестиция. Под инвестициями подразумеваются капиталовложения непосредственно в бизнес, то есть: расходы на аренду помещения, оплату налогов, зарплаты сотрудникам, закупку сырья, маркетинг, оборудование для работы и т. д.
Зачем считать ROI
Расчет ROI необходимо делать тогда, когда нужно узнать, в каком объеме возвращаются средства, вложенные в проект, команду или рекламную кампанию. Также РОИ нужен для того, чтобы не допустить ошибок в процессе распределения бюджетных средств, которые могут привести к пустой трате средств.
Коэффициент рентабельности позволяет принять верное управленческое решение: прекратить участие в проекте или закрыть его, оставить канал продвижения или убрать его, продолжить покупать сырье для производства продукта и т. п. В основном, ROI используется инвесторами, однако и маркетологи используют этот показатель для оценки эффективности рекламных кампаний, называя его ROMI (формула расчет при этом идентична).
при капиталовложениях в новое дело, покупке акций и прочих инвестициях;
для анализа рекламных вложений, чтобы оценить, какой процент прибыли получен за тот или иной рекламный проект;
при инвестировании в свою компанию – к примеру, при обновлении ПО используемого оборудования, улучшении качества обслуживания и т. д.
Показатель ROI показывает эффективность вложений, а значит – указывает, что на полученный результат нужно обращать внимание.
ROI формула расчета
Рентабельность проекта формула расчета:
Первая часть формулы — это чистый доход (выручка, которую получила компания за определенный период). Затраты – это все издержки и расходы.
Формула окупаемости учитывает весь доход и все затраты на один проект, а результаты расчетов выражаются в процентах. Для инвесторов формула максимально понятна. Из общего дохода вычитается сумма инвестиций. Получая конечную прибыль, делим результат на сумму инвестиций. Умножаем на 100, чтобы получить результат в процентных выражениях. Важно заметить, что результат вложений может быть как положительным, так и отрицательным.
Какой ROI считается хорошим
Пример возможных результатов расчета ROI:
ROI > 100% — вложения полностью окупились, доля рекламных расходов не превышает доход, проект приносит прибыль. Никаких действий проводить не нужно, рентабельность инвестиций высокая.
ROI = 100% — вложения полностью окупились (есть возврат инвестиций), но проект так и не начал приносить доход от капиталовложений. Рекомендуется полностью проверить продукт, затраты и устранить ошибки.
Однако важно заметить, что для валютных и фондовых рынков, показатель ROI может считаться хорошим как при положительных, так и при отрицательных значениях. Все дело в том, что многие инвесторы вкладывают деньги в недооцененные активы (металлы, ценные бумаги и т. п.), которые со временем резко изменяются в цене. В данном случае рост и падение стоимости активов может наблюдаться всего за пару часов, поэтому ROI будет необъективным в качестве показателя эффективности капиталовложений.
Как рассчитать ROI: в Excel или онлайн?
Считая показатель ROI есть большая вероятность допустить ошибку, не учтя важные показатели. Именно поэтому нужно знать, как считать ROI правильно. Так, чтобы потратить на расчет минимум времени, не допустив ошибок в процессе указания данных, можно использовать несколько автоматических способов для расчета ROI: специальный сервис для расчета или таблицы Excel.
Ciox – удобный калькулятор, который имеет все необходимые переменные.
Checkroi – сервис, позволяющий рассчитать ROI и еще ряд других маркетинговых показателей.
Также для расчета можно воспользоваться таблицей в Excel и там же хранить все полученные данные.
Отличие ROI от ДРР
ДРР – это доля рекламных расходов. Данный показатель особенно популярен в российском e-commerce. ДРР показывает отношение затрат на рекламу и полученную с неё прибыль. С помощью специальной формулы удается произвести точный расчет, чтобы определить, сколько % от полученного дохода составляют затраты на продвижение рекламной кампании.
Реальный доход – формула расчета ДРР:
Показатель ДРР не должен быть выше 100%, а иначе рекламная кампания будет считаться убыточной. Чем ниже показатель ДРР, тем выше эффективность рекламной кампании.
В каких случаях ROI не работает
ROI – это не универсальный инструмент. Существует достаточно много ситуаций, в которых опираться на данный показать абсолютно бессмысленно. Так, ROI не работает в случаях, когда клиент принимает решение об инвестиции спустя определенное время. К примеру, когда на продажу выставлена квартира, предприятие или другая дорогая вещь. В таком случае, клиент совершит покупку не сразу, а только после того, как взвесит все за и против. В результате этого показатель ROI будет не актуальным и утратит свою ценность.
Как правильно посчитать окупаемость: примеры
Пример расчета ROI для рекламной кампании в Google Ads.
В месяц мы тратим на рекламную кампанию 40 тысяч рублей. Покупатели купили товаров на 120 тысяч рублей. Себестоимость составила 90 тысяч рублей.
Валовая прибыль – 120 000 – 90 000 = 30 000 рублей.
ROI = (30 000 — 40 000) / 40 000 х 100 = -25%.
Исходя из приведенного примера мы получаем, что на каждый инвестируемый рубль мы потеряли 0,25 копеек. В этом случае рекомендуется запустить другой вид рекламы или внимательно пересмотреть канал продвижения.
Пример расчета ROI для ценных бумаг:
Инвестор вкладывает деньги в акции. В апреле их стоимость составляла 8 долларов (за 1 шт.). Каждый месяц инвестор получает с акций дивиденды – 0,5 доллара. В августе стоимость акций возросла до 20 долларов. Инвестор решил их продать и получил прибыль:
Дивиденды + Чистый доход = (20 — + (0,5 х 5) = 14,5 доллара.
(0,5 x 5) — это дивиденды за 5 месяцев: с апреля по август.
ROI = 14,5 / 8 х 100% = 181,25%.
В этом случае показатель ROI высокий. Это говорит о том, что инвестиция была удачна, а за каждый вложенный доллар мы получили 1,8 доллара чистой прибыли.
Заключение
ROI – это показатель, отражающий убыточность или прибыльность совершенных инвестиций. Однако несмотря на явные преимущества, данный инструмент имеет два недостатка, которые важно учитывать:
оценка ROI малоинформативная, а показатель будет работать только в совокупности с другими данными;
показатель не статичен и никак не привязан к экономическим факторам и курсам валют.
Обобщая все вышеперечисленное, нужно понимать, что ROI – это действительно полезный и удобный инструмент, однако нужно знать, как и в каких ситуациях им следует пользоваться.
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
Чтобы посчитать рентабельность ресурса «Молоко», делим прибыль на стоимость ресурса: 3 / 5 = 0,6 , или 60%.
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Рентабельность ресурса «Молоко» при производстве мороженого: 5 / 5 = 1 , или 100%.
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
- К активам — рентабельность активов (ROA).
- К выручке — рентабельность продаж (ROS).
- К основным средствам — рентабельность основных средств (ROFA).
- К вложенным деньгам — рентабельность инвестиций (ROI).
- К собственному капиталу — рентабельность собственного капитала (ROE).
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
ROA = П / ЦА × 100%,
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
ROFA = П / Цс × 100%,
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
RCA = П / Цо × 100%,
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Рентабельность инвестиций (ROI)
Показатель рентабельности инвестиций — аналог рентабельности капитала, но его рассчитывают для любых видов вложений. Например, банковских вкладов, биржевых инструментов и т. д. ROI показывает доходность инвестиций.
Как рассчитать рентабельность инвестиций. ROI — это отношение дохода от инвестиций к их стоимости.
ROI = П / Ци × 100%,
Ци — цена инвестиций.
Рентабельность производства
Рентабельность производства — это отношение чистой прибыли к стоимости основных фондов и оборотных средств. Фактически рентабельность производства показывает эффективность работы всей компании. Многопрофильные предприятия рассчитывают рентабельность по каждому виду производства отдельно. Также можно вычислить рентабельность производства отдельного вида продукции или рентабельность работы конкретного участка производства, например цеха.
Как рассчитать рентабельность производства. Рентабельность производства рассчитывается по следующей формуле.
Rпр = П / (Цс + Цо) × 100%,
Цс — стоимость основных фондов компании;
Цо — стоимость оборотных активов с учетом амортизации и износа.
Рентабельность проекта
Рентабельность проекта, в отличие от рентабельности уже работающего производства, это попытка оценить, насколько эффективны инвестиции в новый бизнес. Рентабельность проекта — это отношение будущей прибыли ко всем затратам, которые понадобятся для запуска бизнеса. Этот показатель рассчитывают не только те, кто запускает дело, но и инвесторы — чтобы понять, имеет ли смысл вкладывать деньги в этот проект.
Рассчитать рентабельность проекта можно сразу по двум формулам.
Как отношение стоимости бизнеса к инвестициям в его запуск.
Сб — итоговая стоимость бизнеса;
Ци — объем вложений.
Как отношение чистой прибыли и амортизационных расходов к инвестициям в запуск.
Что такое ROI и когда его нужно считать
Предприниматели и инвесторы вкладывают деньги в бизнес ради получения прибыли, поэтому важно регулярно отслеживать, какой результат приносят инвестиции. Не исключено, что компания работает в убыток, но это не сразу становится очевидным. Для точной количественной оценки применяется параметр ROI. В данной статье рассмотрим, как он помогает оценить рентабельность инвестиций и влияет на управление бизнесом в целом.
Что такое ROI
Финансовый показатель ROI переводится с английского языка как return on investment и отражает окупаемость инвестированных средств. Чтобы его вычислить, нужно знать всего два параметра:
- сумма инвестиций;
- доход.
С помощью ROI можно рассчитывать окупаемость инвестиций, вложенных в весь бизнес, отдельный проект, продукт или текущие потребности фирмы. Для понимания рентабельности вложений в маркетинг и рекламу используют показатель ROMI.
Зачем считать ROI
Принятие управленческих решений невозможно без анализа финансовых показателей предприятия. Расчет ROI позволяет не только оценивать рентабельность вложений, но также:
- планировать бюджет;
- выделять наиболее эффективные каналы сбыта;
- составлять стратегию для успешного развития компании;
- избегать популярных ошибок и вложения денег впустую;
- отслеживать инвестиционную привлекательность бизнеса;
Инвесторам ROI позволяет проводить обработку данных о компаниях, сравнивать их и формировать предельно стабильные инвестиционные портфели.
Как рассчитать ROI
Подсчет ROI начинается с подготовки исходных данных, которые помогут с учетом всех необходимых показателей получить предельно корректный ответ. Чтобы коэффициент возврата инвестиций был точнее, рекомендуется рассматривать более продолжительный период.
Чтобы оценивать эффективность вложений, используют разные методы подсчета:
- по формуле или вручную – применяется, когда следует детально проанализировать финансовые тонкости бизнеса, производства или проекта, узнать источники тех или иных параметров; занимает много времени;
- с помощью таблицы Excel – полуавтоматизированный, достаточно удобный способ бесплатно рассчитать показатель; проследить положение дел в бизнесе помогает наглядность в виде таблицы со всеми параметрами;
- с помощью онлайн-калькулятора – идеальный способ, если вы хотите быстро вычислить ROI. Достаточно вписать соответствующие значения, и программа сразу же подсчитает коэффициент по запрограммированной формуле.
Выбрать тот или иной метод расчета нужно с учетом исходных целей.
Формула расчета ROI
Формула применяется для получения наиболее точных расчетов и детального анализа финансового положения в организации.
Предприниматели и инвесторы предпочитают рассчитывать ROI по самой простой формуле:
ROI = (Доход от вложений – Сумма вложений) / Сумма вложений * 100%
Она дает поверхностное представление о финансах в бизнесе и позволяет понять лишь то, окупаются инвестиции или нет.
Переломным значением в оценке окупаемости вложений является число 0. Если получен отрицательный коэффициент, это говорит о том, что инвестиции не окупаются.
В формуле учитываются показатели прибыли и вложения за заданный период. За этот же период рассчитывается коэффициент возврата инвестиций.
Финансисты предпочитают рассчитывать ROI по более сложной формуле. Она показывает сумму, на которую бюджет увеличился к концу периода:
ROI = (Сумма вложений к концу периода + Доход за период – Сумма инвестиций) / Сумма инвестиций
Маркетологи и интернет-маркетологи рассчитывают ROMI, в котором учитываются только расходы на маркетинг: упаковку, рекламу, размещение баннеров, выпуск бумажной продукции, продвижение в Сети и т. д.
ROMI = (Прибыль – Расходы на маркетинг) / Расходы на маркетинг * 100%
Чтобы узнать, какой процент инвестиций в один канал продвижения окупился, рассчитывают показатель ROAS. Для этого используется формула:
ROAS = Прибыль от рекламной кампании / Расходы на маркетинг * 100%
Здесь участвуют расходы на ту же рекламу, с которой получен доход.
Excel шаблон
В процессе ручного расчета, несмотря на точность метода, можно допустить ошибку или просто не учесть важные параметры ввиду человеческого фактора. Чтобы получить сравнительно объективный ROI с небольшими затратами времени на вычисления, используют шаблон в таблицах Excel. Он позволяет автоматизировать процесс и учесть максимум нужных показателей. Однако обновлять значения переменных и задавать формулу в этом случае нужно вручную.
Калькулятор расчета
Полностью автоматизированный калькулятор с уже прописанной формулой для вычисления ROI. Здесь остается лишь ввести переменные и запросить расчет с помощью кнопки. Недостаток вычислений с помощью онлайн-калькулятора – невозможность сохранять полученные данные. Чтобы отслеживать динамику, нужно вести таблицу вручную.
Функциональные калькуляторы ROI: Ciox, Checkroi, Advego, Unisender.
Также у нас есть свой онлайн-калькулятор ROI, которым вы можете свободно воспользоваться для расчета окупаемости инвестиционных средств.
Как автоматизировать расчет ROI
Когда предстоит работать с большими массивами данных, стоит автоматизировать процесс. Это можно сделать, используя специальные инструменты, в т. ч. сервисы сквозной аналитики. Благодаря им не нужно вручную переносить значения доходов и расходов по каждому источнику трафика, объявлению и ключевому слову. Сервисы синхронизированы с CRM и не требует ручных действий.
Neiros
Сервис сквозной аналитики Neiros подтягивает данные из корпоративной CRM и объединяет их с показателями с сайта, рекламных каналов, коллтрекинга и других подключенных систем. Сводный отчет позволяет увидеть:
- количество переходов с рекламы на сайт;
- количество заявок и закрытых продаж;
- сколько денег на всё это потрачено.
Сервис рассчитывает ROI автоматически и позволяет анализировать, насколько тот или иной канал траффика эффективен. В Neiros коэффициент возврата отслеживается для разных каналов, включая Google Ads, Яндекс.Директ, ВК и email-рассылки.
Google Analytics
Общедоступный онлайн-сервис для работы с данными, полученными по каналам Google. Позволяет вести статистику, анализировать, рассчитывать необходимые показатели по заданным метрикам. Если в рекламных кампаниях используются данные из других систем (Яндекс, Instagram, Facebook и другие), их нужно предварительно импортировать.
Google Analytics позволяет использовать только одну модель атрибуции, поэтому в расчетах могут быть учтены не все транзакции.
Google Sheets
Еще один способ автоматизировать расчеты – перенос данных в Google Sheets из Google Analytics. Сделать всё это можно вручную. Однако сервис имеет ограничения по объемам данных, поэтому работать с большими массивами информации здесь не удастся.
Отличия ROI от других показателей
ROI, ROMI, ROAS, ДРР – эти показатели близки по смыслу и часто их путают. Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга.
ROMI расшифровывается как Return on Marketing Investment и отражает окупаемость маркетинговых инвестиций. Он имеет прямое отношение к ROI и отличается от него тем, что берутся во внимание только расходы на маркетинг.
Формула ROMI аналогична ROI:
ROMI = (Прибыль – Вложения в маркетинг) / Вложения в маркетинг * 100%
Важно не путать маркетинг с рекламой. В ROMI учитываются абсолютно все маркетинговые затраты: реклама, продвижение, зарплата маркетологу, копирайтеру, дизайнеру и прочее.
Пример. Фирма «ХХХ» продает через интернет-магазин деревянные изделия. Чтобы о продуктах и производителе узнавали предприятия запустило рекламу и каждый месяц тратит:
- на рекламу – 50 000 р.;
- на настройку объявлений – 10 000 р.;
- на написание текстов объявлений – 8 000 р.
К концу месяца реклама принесла доход в размере 210 000 р. Рассчитаем окупаемость вложений.
ROMI = (210 000 – (50 000 + 10 000 + 8 000)) / (50 000 + 10 000 + 8 000) * 100% = 208%
Это значит, что за месяц вложения в маркетинг окупились вдвое.
ROAS расшифровывается как Return on Ad Spend и показывает, насколько окупаются деньги, вложенные в рекламные кампании. В отличие от ROMI, здесь не учитываются сопутствующие маркетинговые расходы, а берутся исключительно данные по рекламе.
ROAS = Прибыль от рекламы / Вложения в рекламу * 100%
На основе приведенного выше примера, посмотрим, окупаются ли вложения в рекламу у компании «ХХХ».
ROA = 210 000 / 50 000 * 100% = 420%
Это значит, что, вкладывая 1 рубль в рекламу, компания зарабатывает 4,2 рубля.
Доля рекламных рынков – то же самое, что CRR, – показатель, который помогает увидеть, какой процент от доходов с рекламы составляют издержки на нее. В отличие от ROI, где стремятся к более высокому значению, ДРР, наоборот, должен быть как можно ниже.
Чем меньше значение ДРР, тем выгоднее рекламная кампания.
ДРР = Издержки на рекламную кампанию / Прибыль с рекламы * 100%
Вычислим ДРР для нашего примера.
ДРР = 50 000 / 210 000 * 100% = 24%
Результат говорит о том, что компания «ХХХ» с каждого полученного с рекламы рубля тратит на нее 24 копейки.
Какие показатели рассчитываются вместе с ROI
ROI не единственный показатель, который нужно знать, чтобы оценить окупаемость инвестированных средств. Получить полную картину и понять, действительно ли инвестиции приносят достаточную прибыль, помогают показатели ROE и ROA.
- ROE – помогает оценить, насколько рентабелен собственный капитал фирмы, за все время, и понять, будет ли она стабильно работать в долгосрочной перспективе.
- ROA – помогает оценить степень рентабельности собственного капитала фирмы, накопленного за последние 12 месяцев. В совокупности с ROI демонстрирует перепады рентабельности и позволяет спрогнозировать, насколько стабильный курс держит компания.
С помощью этих инструментов можно оценивать рентабельность инвестиций только применительно к бизнесу в целом.
Специфика ROI в разных направлениях инвестиций
Рассчитать окупаемость инвестированных в бизнес денег точно не всегда возможно. Трудности в подсчетах связаны с тем, что порой бывает сложно получить необходимые исходные данные о расходах. Особенно остро эта проблема стоит в компаниях, которые работают в сложных направлениях.
Наибольшую эффективность ROI имеет в следующих направлениях:
- Прямые продажи или прямой маркетинг – услуги и товары реализуются через оффлайн-магазины, интернет, каталоги, путем рассылки новостей и предложений по email.
- Программы лояльности – окупаемость вложений можно вычислить по каждому клиенту.
- Стимуляция сбыта – продажи можно оптимизировать путем вложения бюджета в маркетинговые кампании с последующим возвратом.
- Работа с клиентами – вложения в политику компании и взаимодействие с клиентами окупаются за счет повторных покупок, что можно легко посчитать.
Наиболее точное значение ROI можно получить, если рассчитать его по итогам проведенных мероприятий (рассылки, акции, реклама).
Какой показатель ROI считается нормальным
По итогам расчета ROI нужно правильно интерпретировать результаты, а это во многом зависит от того, куда вложили деньги. Не существует одного конкретного порога процента окупаемости инвестиций, который будет считаться одинаково хорошим для всех сфер деятельности. В каждом случае приемлемы свои значения.
Для бизнеса. Если ROI выше 10%, можно говорить о том, что фирма работает в плюс.
Для маркетинга. Здесь коэффициент возврата должен превышать 100%, иначе можно считать, что прибыль от рекламы не покрывает затраты на нее. Чем больше ROI в данном случае, тем лучше.
Для валютных и фондовых рынков. Приемлемыми считаются даже отрицательные коэффициенты, поскольку акции склонны меняться в цене за считанные часы. Большинство инвесторов, вкладывая деньги, не придают значения этому показателю и инвестируют даже в активы с отрицательным ROI.
При анализе результатов стоит рассматривать каждый бизнес индивидуально. Некоторые проекты на начальном этапе кажутся убыточными, но очень хорошо окупаются со временем.
Примеры расчета ROI
Для лучшей демонстрации расчета коэффициента окупаемости инвестиций в разных сферах рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Недвижимость
Планируется взять ипотеку на 1-комнатную квартиру для сдачи её в аренду. Посмотрим, окупятся ли вложения в недвижимость при условии, что:
- цена квартиры – 1 800 000 р.;
- стартовый взнос по ипотеке – 270 000 р. (15%);
- срок кредитования – 20 лет;
- ставка по кредиту – 10% годовых;
- ежемесячная оплата по кредиту — 14 765 р.;
- предполагаемая арендная плата – 20 000 р.
ROI = (20 000 – 14 765) * 12 / (14 765 * 12 + 270 000) * 100% = 14%
Коэффициент показывает, что идея инвестировать в недвижимость с последующей ее сдачей в аренду имеет определенную выгоду. Но необходимо учитывать, что в расчете приняты идеальные условия – непрерывная сдача квартиры в аренду в течение года.
Пример 2. Рекламная кампания в Google Ads
Интернет-магазин запускает контекстную рекламу в Google с целью привлечения покупателей и увеличения дохода. Подсчитаем ROI при следующих исходных данных:
- затраты на рекламную кампанию в месяц – 60 000 р.;
- выручка за период – 180 000 р.; – 110 000 р.
Необходимо определить валовую прибыль за период: 180 000 – 110 000 = 70 000 р.
ROI = (70 000 – 60 000) / 60 000 * 100% = 16,7%
Из расчета видно, что с каждого потраченного на рекламу рубля интернет-магазин вернул 16,7 копеек. Несмотря на положительный коэффициент, эффективность оказалась недостаточной. Рекомендуется пересмотреть ее или перенаправить часть бюджета в поддержку другого вида рекламы.
Пример 3. Email-маркетинг
Предприятие вложило часть бюджета в email-продвижение. Была запущена рассылка, которая привела клиентов. Исходные данные:
- выручка с продаж – 284 000 р.;
- маржа составила 22%;
- стоимость сервиса рассылок – 7 000 р.;
- з/п сотруднику – 25 000 р.
Валовая прибыль = 284 000 * 0,22 = 62 480 р.
ROMI = (62 480 – 7 000 – 25 000) / (7 000 + 25 000) * 100% = 95%
Это значит, что каждый вложенный в рассылку рубль принес компании 95 копеек. Вложения в рекламу не окупились.
Пример 4. Рынок ценных бумаг
Покупая ценные бумаги в июне, инвестор тратил на каждую акцию 8 000 рублей. Дивиденды с них составляли 500 рублей ежемесячно. Когда в декабре акции подорожали до 15 000 рублей, инвестор продал их. Вычислим ROI, чтобы понять, была ли удачной инвестиция.
Прибыль за период с июня по декабрь = (15 000 – 8 000) + (500 * 7) = 10 500 рублей
ROI = 10 500 / 8 000 * 100% = 131,25%
Высокий коэффициент свидетельствует о выгодном инвестировании. Каждый вложенный рубль принес инвестору 1,3 рубля чистого дохода.
Пример 5. Реклама офлайн
Магазин детской одежды запустил рекламную кампанию, в рамках которых промоутер на улице раздавал листовки и приглашал людей зайти внутрь. Чтобы узнать, было ли это эффективным, найдем ROI. Исходные данные:
- чистая прибыль за период действия акции – 240 000 р;
- зарплата промоутеру – 12 000 р.;
- печать листовок – 5 000 р.
ROMI = (240 000 – 12 000 – 5 000) / (12 000 + 5 000) * 100% = 1 312%
Результат говорит о сверхвысокой окупаемости. За каждый потраченный рубль магазин вернул 13 рублей чистого дохода.
Нюансы при расчете
- Модель атрибуции на основе воронки дает возможность предельно точно рассчитать ROI. В противном случае из-за многочисленных действий на сайте и за его пределами клиент может «потеряться», а данные по нему не смогут участвовать в вычислениях.
- На выручку влияет много факторов, которые необходимо учитывать при запуске рекламной кампании и в работе бизнеса в целом: качество сервиса, работа менеджера, контроль наличия товара на складе, актуальность контактов на сайте и т. д.
- Затраты нестабильны и могут меняться в расчетном периоде: повысилась стоимость доставки, увеличилась цена закупки, подорожали коммунальные услуги.
- Анализ лучше проводить в динамике. Это поможет учесть клиентов, которые пришли с рекламы, но приняли решение о покупке не сразу.
Какие ошибки возможны при расчете ROI
Субъективность при вычислении показателя, особенности жизненных циклов продаж, множество вариантов расчетов приводят к допущению ошибок. Рассмотрим наиболее частые причины неточных результатов.
- Не учтены дополнительные расходы: эксплуатационные, оплаты подрядным компаниям, налоги, комиссионные выплаты и др.
- Использование разных отчетов, значения в которых различаются.
- Путаница в понятиях «прибыль» и «выручка». Иногда вместо прибыли считают выручку, что априори неверно.
- Неверное распределение сумм дохода и издержек между несколькими проектами, продуктами или рекламными кампаниями.
- Не учтена средняя продолжительность цикла сделки, из-за чего теряются данные о долго думающих клиентах.
Что делать после расчета
Когда ROI посчитан, возникает закономерный вопрос: что делать с результатами? Существует несколько вариантов дальнейших действий.
- Анализ. Важно оценить, как меняется показатель в условиях рынка. В ходе анализа можно быстро определить, куда нерационально тратятся деньги, и перенаправить финансовые потоки.
- Корректировки. Если ROI показал неудовлетворительный результат, можно не отказываться от проекта полностью, а частично его изменить, например, отключить неэффективные каналы.
- Эксперименты. Зная текущий показатель, можно пробовать реализовывать новые идеи, выводить на рынок новые продукты, запускать проекты, которые были в планах, корректируя действия в процессе эксперимента.
В каких случаях ROI неинформативен
Многие инвесторы и бизнесмены рассчитывают ROI как основной показатель окупаемости и индикатор эффективности. Однако не всегда он бывает объективен и информативен. Рассмотрим, когда именно не стоит смотреть на этот коэффициент.
- Когда компания использует сложную маркетинговую модель. Расчет не дает понимания, какой маркетинговый прием принес результат, а какой ни к чему не привел.
- На первом этапе стартапа или в самом начале работы компании. Расходы, значительно превышающие прибыль, негативно скажутся на значении ROI, но это не значит, что бизнес всегда будет убыточным.
- При существенной разнице в цене продуктов. Не учитываются доли по каждому товару или услуге в общей сумме выручки, а значит, показатель будет искусственно завышен.
Рассмотрим пример, когда ROI неинформативен.
Автосалон выставил на продажу автомобиль и запустил рекламу. Покупатель ее увидел, перешел по ссылке, заинтересовался, но не стал принимать решение сразу. Через некоторое время посетил автосалон, посмотрел товар вживую и снова взял тайм-аут на раздумья. Только спустя две недели клиент вернулся, чтобы купить машину.
Как видно, из-за долгих раздумий покупателя ROI со временем меняется и не может служить основанием для оценки окупаемости рекламной кампании.
Преимущества и недостатки ROI
Как и любой финансовый показатель, коэффициент возврата инвестиций имеет преимущества и недостатки, которые позволяют объективно оценить его способность оценивать эффективность бизнес- и маркетинговых процессов.
Среди преимуществ ROI:
К серьезным недостаткам относятся:
- быстрая оценка состояния финансов в компании;
- возможность простого сравнения нескольких компаний по инвестиционным активам;
- учет суммы всех видов инвестиционных доходов, в т. ч. долгосрочных;
- изменение формулы для повышения информативности коэффициента в определенных ситуациях;
- демонстрация верности принятого инвестиционного решения.
- невозможность учесть фактор времени, все затраты и вложения;
- не отражает реальное положение дел на сложных рынках (без среднего чека, нормы дохода, с длинным циклом продаж);
- позволяет оценить финансовую ситуацию только по факту, без возможности получить данные на перспективу;
- для полной оценки эффективности нужны дополнительные значения других показателей и их комплексный анализ.
Как увеличить ROI
Наверняка каждый бизнесмен задумывается о том, как сделать, чтобы окупаемость вложенных средств повысилась. Рассмотрим основные методы.
- Снижайте расходы. Разумная экономия с участием кризис-менеджера позволит тратить меньше, но не отказываться от важных для бизнеса статей расходов.
- Увеличивайте прибыль. В этом помогает открытие новых рынков сбыта продукции, расширение ассортимента или набора услуг.
- Перераспределяйте расходы. Нужно грамотно рассредоточить издержки между проектами, учесть зависимость затрат от числа персонала.
- Увеличивайте средний чек. Старайтесь повысить лояльность клиента при взаимодействии с ним, предлагайте сопутствующие продукты, скидки, бонусы.
- Лучше анализируйте. Грамотная аналитика дает возможность получать много полезной информации, которую можно использовать для развития компании.
- Будьте последовательны. Звенья рекламы, которые проходит пользователь, должны соответствовать его запросу и вести на страницу с нужным продуктом
- Используйте все эффективные рекламные каналы. Не стоит сосредотачиваться на одном источнике трафика и игнорировать остальные. Важно найти и развивать все эффективные каналы.
Ответы на вопросы
Коэффициент показывает, насколько окупаются вложения в бизнес, проект, продукт или рекламу. Зная этот показатель, можно грамотно перераспределять бюджет или корректировать маркетинговую стратегию.
Этот показатель актуален везде, где есть точные данные о прибыли и расходах: реклама, продвижение в интернете, новый продукт, филиал компании и т. д.
Все варианты оценки результатов работы бизнеса могут быть эффективными, но удобнее, точнее и быстрее всего считается метод сквозной аналитики. Он доступен всем пользователям, позволяет анализировать нужные данные и формировать понятные отчеты.
Коэффициент окупаемости вложений считают перед принятием управленческих решений. Расчет должен предшествовать, например, решению закупать сырье или оборудование, развивать рекламный канал или отказываться от него.
Показатель помогает оценить пользу от инвестиций в маркетинг и правильно определить дальнейшую стратегию.
- Прямые мгновенные онлайн-продажи.
- Отделы маркетинга, сбыта. В данном случае ROI может выступать как KPI отдела или каждого специалиста.
- Программы повышения продаж, программы лояльности, которые реализуются с применением маркетинга.
Отрицательный коэффициент означает, что средства не окупаются, а компания в текущий момент работает в убыток.
Заключение
Коэффициент возврата инвестиций – не единственный, но важный показатель, необходимый, чтобы оценить работу компании. Считать его необходимо, чтобы понимать, окупаются ли вложенные средства, поскольку не всегда это заметно без детальных вычислений. Зная ROI, можно откорректировать маркетинговую стратегию, повысить прибыльность, эффективность проводимых мероприятий.
Источник https://2domains.ru/blog/formula-roi-chto-eto-takoe-kak-rasschitat-i-ispol-zovat-na-praktike
Источник https://journal.tinkoff.ru/wiki/wiki-profitability/
Источник https://neiros.ru/blog/analytics/chto-takoe-roi-i-kogda-ego-nuzhno-schitat/