Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ

Как проходит тендер по 223 фз

Получите квалифицированную электронную подпись — обязательное условие участия. Это можно сделать на сайте Единой электронной торговой площадки или с помощью ближайшего аккредитованного оператора (его можно найти на сайте Минсвязи). Клиенты Сбербанка могут оформить подпись тут.

Зарегистрируйтесь в ЕСИА — это аккаунт в Единой системе идентификации на «Госуслугах». Затем добавьте информацию о своей компании в Единую информационную систему закупок для торгов на общей основе. Нужно собрать указанные документы, отправить их через сайт и ждать оповещения о том, что вас добавили в список аккредитованных участников закупок. Процесс занимает до 5 дней. После регистрации информация о вас попадёт на восемь утверждённых ЭТП (кроме специализированной ЗАО «АСТ ГОЗ»), дополнительная аккредитация не потребуется.

Посмотрите, на какой ЭТП размещают интересующие вас тендеры. Войти в аккаунт нужно через ЕСИА, а если площадка не поддерживает такой способ авторизации, зарегистрировать личный кабинет.

Найдите подходящий тендер, соберите необходимые документы, оформите заявку на участие и отправьте всё заказчику.

Подождите, пока объявят победителя. Это произойдёт в указанный в положении о закупке срок.

Проигравшие получат деньги обратно также в срок, указанный в положении: не более чем через 7 рабочих дней со дня подписания протокола.

Если решили участвовать в малых закупках, регистрируйтесь на «Берёзке» через ЕСИА, добавляйте свои товары и отслеживайте запросы заказчиков. Процедура заключения договора проходит на выбранной заказчиком ЭТП.

Какие документы нужны для участия

На подготовку первого пакета документов для участия потребуется несколько дней. Дальше будет проще: большинство заказчиков требуют примерно одинаковый перечень документов, и, подготовив пакет для одной заявки, вы сделаете основную часть работы для аналогичных торгов. Список необходимых документов и технические требования к ним не установлен законом, заказчик прописывает требования в положении о закупке.

Для участия практически в каждом тендере понадобится выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, устав и решение о назначении генерального директора для ООО или копия паспорта для ИП.

Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ

Особенности закупок по 223-ФЗ — это наличие специальных правил проведения закупок отдельными видами юридических лиц, их прав, обязанностей и ответственности. В 2022 году по этому закону обязали работать новых заказчиков.

Кого обязали закупать по 223-ФЗ

Со 2 января 2021 года заработал Федеральный закон №443 от 22.12.2020, который поправил статьи 1 и 8 Федерального закона №223 и распространил его действие на тендеры региональных операторов по обращению с ТКО.

Напомним, что до изменений по этому закону проводили торги только заказчики из сферы обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Это определение уже, чем сейчас, следовательно, ряду новых заказчиков придется начать соблюдать требования закона о закупках для отдельных юрлиц.

Федеральный закон №443 от 22.12.2020 содержит несколько переходных правил:

  • положения о закупках приводятся в соответствие с новыми нормами, утверждают их и публикуют в ЕИС до 02.04.2021;
  • положения о закупках, которые не соответствуют новым требованиям, с 02.04.2021 относят к категории не размещенных в ЕИС;
  • тендеры, извещения о проведении которых появились в ЕИС до дня публикации обновленного положения (но не позднее 02.04.2021), завершат по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы актуализировать положения без ошибок.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т.д.
  5. Автономные учреждения.
  6. Хозяйственные общества (50% капитала — доля государства).
  7. Дочерние компании (50% капитала — доля субъектов из п. 1-6).
  8. Дочерние компании (50% капитала — доля субъектов из п. 7).
  9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
  10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
  11. ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ №2931-р от 31.12.2016).

В качестве примеров таких организаций можно привести:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением, поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ

Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ

Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам №223 и № 44.
  2. Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.

В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона №44.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2020 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Нарушены сроки публикации изменений

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

Как проходит тендер по 223 фз

(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

1. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

2. Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

3. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

4. Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

5. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

6. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.

7. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

8. Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки.

9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

11. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.

12. Протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, а также по итогам конкурентной закупки, заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке хранятся заказчиком не менее трех лет.

13. Протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

14. Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее — итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

15. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

16. Под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

17. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

18. Под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее — «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

19. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

20. Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

21. При проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

23. При проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

24. Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

25. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 109-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

27. Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

28. По итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.

Источник http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/kak-uchastvovat-v-kommercheskih-zakupkah-po-223-fz/

Источник https://goscontract.info/shkola-goszakupok/razbiraemsya-v-osobennostyakh-zakupok-po-223-fz

Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/05cd0add21b39d478c8b8af91fb2f2cd80d4a6e8/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: