Где искать деньги на разработку игр

Финансирование мобильных приложений

«Где взять деньги на разработку мобильного приложения?» — главный вопрос, который задают себе разработчики инди игр и неигровых приложений. Ведь даже если на саму техническую часть хватает заложенного бюджета, то на привлечение и удержание пользователей понадобится не меньше средств. Если вы считаете, что ваше оригинальное приложение в продвижении не нуждается, поскольку оно и так достаточно виральное, отложите эту идею: каждому мобильному приложению, будь то игра или to-do list, требуется внимание и качественные рекламные кампании. На это понадобится финансирование.

Если вы — инди-разработчик, у вас есть отличная идея для мобильной игры, но нет денег на реализацию, не беда. Есть несколько проверенных вариантов, где можно взять деньги на разработку мобильного приложения. Начнем с самого простого: краудфандинга, сбора донатов на воплощение мечты.

Краудфандинг

Краудфандинг — это способ привлечь средства при помощи людей, которые хотят поддержать конкретный проект или конкретного разработчика, на определенных площадках. Плюсы краудфандинга: возможность собрать нужную сумму денег на проект. Минусов больше, и главный из них — крупнейшие международные краудфандинговые площадки Kickstarter и Indiegogo в России не работают. Есть российские аналоги этих сервисов, однако суммы, которые чаще всего на них можно собрать, далеки от тех, которые собирают европейские и американские инди-разработчики. Один из популярных инди-проектов — мобильная ретро-игра про кошку Lil BUB — на Kickstarter собрал $150 000. Российским разработчикам инди-игр доступны площадки Planeta.ru, Boomstarter, а также инвестиционные проекты крупных банков. Топовая по сборам мобильная игра на Boomstarter-e «Империя» собрала около $15 000 на разработку.

В 2019 году в России вышел законопроект о краудфандинге (№ 259-ФЗ), согласно которому одно лицо может привлечь не более 1 млн рублей, а инвесторы без профессионального статуса инвестора могут вкладывать не больше 600 тысяч рублей. Это ограничивает возможности разработчиков мобильных приложений по сбору средств, но не отменяет их полностью. Инди-разработчикам такие суммы помогут собрать деньги, как минимум, на несложный прототип игры, а вот если планируется создать что-то более серьезное, стоит обратить внимание на другие варианты сбора средств.

Акселератор

Где еще можно взять деньги на разработку мобильной игры, если вы — инди-разработчик? Неплохой вариант: акселераторы. Акселератор — это интенсивная программа развития стартапов. Стартапам предоставляются все возможности для роста: опытные менторы, ресурсы компании-организатора, постоянный трекинг прогресса проекта. Плюсы акселераторов: помощь именитых компаний в разработке и продвижении мобильного приложений, минус (хотя он же может трактоваться и как преимущество): разработчики получают средства не обязательно наличными, часть финансирования может выплачиваться в формате услуг.

Мы в Appodeal открыли отдельное подразделение — акселератор Appodeal для перспективных мобильных приложений. Помимо экспертных консультаций и инструкций, самые перспективные приложения на уровне “Сверхновая звезда” получат финансирование: бюджет на разработку и привлечение пользователей составит до 30 млн долларов. Подать заявку в акселератор.

Кроме нашего, в России работает множество мобильных акселераторов. Самые влиятельные из них: StartupDrive, Акселератор ФРИИ, GVA, Game Drive.

Паблишер

Третий вариант, которым вы можете воспользоваться, если собираетесь разрабатывать мобильное приложение, которое несомненно станет хитом мобильных сторов, — помощь паблишера. Паблишер (он же издатель) — это компания, которая поставляет трафик своего медиа баинга или партнеров. Работа паблишера напрямую определяет успех приложения в сторах, поскольку чем больше качественного трафика, тем больше загрузок мобильного приложения, а значит, и тем выше заработок разработчиков вне зависимости от того, работают ли они по премиумной модели или по freemium. Паблишер может профинансировать ваше приложение еще на этапе разработки, если увидит в нем потенциал. Плюсы паблишера: он возьмет на себя если не всю, то большую часть работы с маркетингом. Минусы сотрудничества с паблишером: придется отдать процент от выручки ему.

Где найти паблишера для мобильного приложения? Как правило, контакты издателей мобильных приложений указаны в данных о приложениях в сторах. Вы запросто можете найти почту, телефон и сайт компании-издателя. Обратите внимание, что не все, кто издавал мобильное приложение, предоставляет услуги паблишера, поскольку все чаще становится распространенным вариант селф-паблишинга. Просто перейдите на сайт издателя или напрямую свяжитесь по указанным контактам, чтобы прояснить этот момент.

Венчурный фонд

Иногда разработчики мобильных приложений прибегают к помощи венчурных фондов — инвестиционных компаний, которые вкладывают средства учредителей фонда и их партнеров в заведомо рисковые проекты. Венчурные фонды инвестируют в большое количество стартапов сразу, ведь знают: из 10 проектов станут успешными только 1-2. Как правило, венчурные фонды берут долю в проекте взамен на финансирование и экспертизу, и это можно считать одним из главных минусов. Кроме того, для привлечения средств понадобится готовый прототип. Российские венчурные фонды крайне редко инвестируют в проекты на уровне идеи. Плюс венчурного фонда заключается в том, что объем инвестиций в один проект может составить от 500 000 до $5 млн, и если вы разрабатываете мобильную игру, этих денег должно хватить. В России есть специализированные венчурные фонды, которые инвестируют в мобильные приложения, например, imi.vc, Index Ventures, Runa Capital и другие.

Где взять финансирование на игру

Какой из вариантов получить финансирование для разработки мобильной игры, решаете только вы. Стоит учесть одно: в каждом из случаев есть свои преимущества и недостатки. Определите для себя, с какими вы готовы мириться. Если вы решите, что акселератор для вашего мобильного приложения — лучший вариант, подайте заявку в мобильный акселератор Appodeal. Можно ли подавать заявку, если приложение еще недоступно в сторах? Да! Когда ваше приложение появится в Google Play или App Store, мы можем попросить вас провести софт-лонч, чтобы оценить его потенциал на качественных и количественных показателях. Если ваше приложение понравится пользователям, и они будут возвращаться в него снова и снова, вы как разработчик найдете в нашем лице надежного партнера, который обеспечит вас новым качественным трафиком и сделает ваше приложение настоящим хитом мобильных сторов.

Где искать деньги на разработку игр

Вопрос не новый, но он так и не раскрыт полностью. Мы собрали небольшую команду из 12 человек и начали разработку игры под мобильные устройства.

Делаем мы работу на энтузиазме, но для доведения игры до релиза нужны средства. Да и цель не только игра, а создание компании.

И вот вопрос: как презентовать проект и кому? На каких площадках? Где искать этого загадочного инвестора? Или чтобы он нас нашёл.

Отвечает Сергей Бабаев — управляющий партнёр DTF и вице-президент по стратегии компании Nekki

Тема действительно сложная. Если кратко — то всё плохо. Попробую пояснить.

Никаких системных инвестиций в игровую индустрию в СНГ нет. Как нет отечественных фондов, серьёзно интересующихся игровыми компаниями. Я не исключаю, что у некоторых инвест-менеджеров и аналитиков «висит» задача присмотреться к этому бизнесу, где игра про каких-то странных монстров зарабатывает 1 млрд за год (Pokemon Go), а другая через полгода бьёт её рекорды, зарабатывая 120 млн долларов уже за месяц, но дальше вялого интереса это не заходит.

Даже если кто-то утверждает обратное — скорее всего достаточно будет поинтересоваться его игровым портфелем и всё будет понятно. Более того, я считаю, что польза от инвестора для молодой команды заключается не только в деньгах, но и в компетенциях. Это суровая данность, предлагаю её просто принять вместе с тем фактом, что легко в поиске средств не будет.

Иногда молодые команды либо не находят денег вообще, либо находят их у очень загадочных инвесторов из другого, скажем так, реального сектора. Как брать деньги у людей, не понимающих в играх и зачастую относящихся к этой сфере излишне романтично, я не знаю. Считаю эти навыки граничащими с мошенничеством (часто, но не всегда) и вряд ли смогу ими поделиться, так как не обладаю информацией.

До сих пор по рынку бродит несколько команд, «обувших» уже трёх-четырёх непрофильных инвесторов, не продемонстрировав вообще ни малейшего прогресса. Такие кейсы, разумеется, подрывают веру сторонних наблюдателей в этот рынок.

К тому же стоит понимать, что непрофильный инвестор, будь он даже из прекрасного ИТ-фонда, ни в каком виде не является экспертом в игровой индустрии и выступает в некотором роде тем же самым романтиком, которому интересно изучить что тут происходит, а вы для него подопытный.

Продуктовые советы от такого партнёра в большинстве случаев будут несколько оторваны от реальности рынка. Я встречал людей, которые кидались именами западных фондов, обрисовывали красивый рост, восхваляли некие свои финансовые навыки и так далее, но всё же мало что понимали в обсуждаемом бизнесе, наивно полагая, что тут «такое же ИТ как и все остальные».

С другой стороны, профильный инвестор захочет определённого творческого участия в процессах, что может быть несовместимо с темпераментом команды и её лидера. Идеал где-то посередине, но встречается редко.

Но довольно лирики. Что будет лучше всего.

У вашего проекта должна быть целевая платформа. Тезис «мы делаем игру для всего» — отличный способ отложить тему, но полностью от неё уйти не получится. На каждой платформе, будь то Facebook или мобильные магазины, есть свои лидеры, среди которых немало компаний с корнями из СНГ или просто с региональными офисами (Vizor Interactive, RocketJump, WG Labs, My.com, Bitbox и тому подобные).

Поняв, с кем можно связаться, уделите особенное внимание тем компаниям, которые работают в вашем жанре. Дальше дело за малым — найти представителей компании на Facebook, выцепить на одной из конференций или как-то иначе связаться с ними. При необходимости можете обратиться ко мне — подскажу контакты нужной вам студии. Но уверяю, что организовать первую встречу не проблема и если что-то не получается, то вы скорее всего пока плохо пытались (при этом все же не стесняйтесь спросить).

Для более или менее внятной презентации проекта достаточно альфа-версии, геймплейного видео и краткого рассказа о команде. Красивые презентации — это уже опциально и нужно не всем (не очень понимаю кому нужно, если честно).

Понимаю, что ответ вышел несколько философским, но такова истинная ситуация. Я всё же попытаюсь внести чуть-чуть конкретики. Если у вас на руках толковая команда и проект хотя бы на ранней альфе для мобильных платформ или Steam — можете показать его прямо мне, я готов лично рассмотреть вопрос инвестиций. Писать лучше всего на Facebook.

Поиск инвестиций. Часть 1: если ищете средства на разработку игры

Как и многие разработчики игр, наши друзья, выпускники образовательной программы «Менеджмент игровых проектов», столкнулась с необходимостью привлечения финансирования в свой проект.

Изучая материалы по этой теме им попалась серия статей, создаваемая при поддержке Epic Games, Майком Фаттером. Оценив качество материала и потенциальную пользу для русскоязычного коммьюнити, команда Rummy Games решила перевести статью и выложить ее на нашем ресурсе.

Создание видеоигры – это совокупность непростых творческих задач.

С некоторым из них вы уже сталкивались. Вы закончили курсы программирования, прокачались в графическом или звуковом дизайне. Возможно, вы даже работали тестировщиком или имеете опыт в локализации игр. Может быть, после долгих лет работы в ААА-проекте вы, наконец, стали независимым инди-разработчиком. Но если вы ранее не изучали основы финансов, ни разу в своей карьере не сталкивались с привлечением инвестиций, или за вас это делал другой специалист, вы, скорее всего, не готовы к решению важных вопросов.

У вас классные творческие идеи. Концепция игры, немного размытая или абсолютно четкая, уже сложилась у вас в голове. Единственное, чего вам не хватает для реализации проекта – деньги. Вы понимаете, что вам необходимо финансирование, но не видите разницы между типами инвестиций и не знаете, как их получить.

Прежде, чем начать поиск ресурсов для вашей студии или проекта, важно понять, с кем вы будете иметь дело. Именно для этого мы подготовили краткий экскурс по различным видам финансирования.

Русский инвестор «питчит» стартаперов и геймдевелоперов

Венчурный капитал, бизнес-ангелы, привлечение займа, частные инвестиции… Что все это значит?

Частные инвестиции (ЧИ)

Частные инвестиции поступают от частных лиц или компаний, которые покупают доли в уставном капитале юридического лица. При этом фирма не должна быть размещена на фондовой бирже. Также такие инвесторы могут приобретать доли в открытых акционерных обществах, которые планируют сделать частными (последний вариант не свойственен для индустрии видеоигр). Как и в случае других типов капиталовложения, цель состоит в получении дохода от развития компании.

Частные инвестиции – неоднозначный тип финансирования в том смысле, что некоторые вкладчики предпочитают оставаться в тени. Другие – наоборот, более активны, они участвуют в руководстве или контролируют управление компанией. Нередко частные инвесторы вкладываются в компании, находящиеся на начальном этапе своего развития, с расчетом на рост бизнеса и дальнейшее получение прибыли.

Providence Equity Partners, Insight Venture Partners и Lightspeed Venture Partners – объединения частных инвесторов, которые поддерживают индустрию видеоигр в том числе. Существуют также фонды, которые специализируются исключительно на видеоиграх, например: Makers Fund, Kowloon Nights и Hiro Capital. Такие фонды создаются для поддержки студий и новаторов геймдева.

Венчурный капитал (ВК)

Венчурный капитал – обобщающий термин, обозначающий вложения в новые, растущие предприятия. ВК формируется на базе частных инвестиций, капиталовложений от финансовых институтов или индивидуальных инвесторов, которые хотят поддержать маленькие, но перспективные компании и помочь им раскрыть свой потенциал. ВК – рискованное мероприятие, но идеальное для молодых бизнесменов при привлечении средств на развитие. Как правило, венчурные капиталисты хотят минимизировать риски, осуществляя контроль над деятельностью компании через места в совете директоров и право голоса. Для этого венчурный инвестор может потребовать право вето при повышении зарплат, продаже интеллектуальной собственности или при принятии других важных решений, так как при голосовании на совете директоров он может остаться в меньшинстве по сравнению с основателями бизнеса.

К венчурным компаниям, инвестирующим в игры, относятся Sequoia Capital, Kleiner Perkins Caufield & Byers и Andreessen Horowitz.

Бизнес-ангелы

Бизнес-ангел – это, как правило, опытный предприниматель или топ-менеджер, сколотивший себе состояние. Чаще всего бизнес-ангелы инвестируют в области, в которых хорошо разбираются. Они ищут компании с четким бизнес-планом и мощной командой управленцев.

Термин «Бизнес-ангел», возможно, звучит альтруистично, но на деле они также ждут окупаемости своих вложений. В качестве бонуса нередко предлагают экспертное руководство, менторство, знакомство с другими инвесторами, с которыми сложно связаться самостоятельно.

Краудфандинг или народное финансирование

Double Fine Adventure 2012 года (позже переименованная в Broken Age) – это не первый краудфандинговый проект для видеоигр, но именно благодаря ему платформа Kickstarter стала популярной среди разработчиков. Идея проста – презентуйте свою игру аудитории и предложите профинансировать ее заранее, например, за несколько лет до даты выхода. На практике краудфандинг – тяжелый и напряженный способ финансирования. Этот пузырь давно лопнул. В 2019 видеоигры получили всего 16,9 млн долларов на Kickstarter против 50 млн в 2012 году. На сегодняшний день на платформе размещено более 50 тысяч проектов в категории «игры», из которых успешно финансируются только 20 тысяч (стоит отметить, что в это число входят кампании по созданию настольных игр, которые составляют основную часть в этой категории). Краудфандинг не стал панацеей в вопросах финансирования проектов по созданию видеоигр, но остается одним из возможных вариантов для некоторых разработчиков.

Помимо Kickstarter-а существуют и другие площадки. Например, Indiegogo, которая предлагает полезную опцию в виде передачи собранных средств проектам, не достигшим поставленной цели.

Краудинвестинг или акционерный краудфандинг

Модель краудинвестинга сочетает в себе краудфандинг и классический подход к финансированию проектов по созданию видеоигр. Fig – платформа для краудфандинга и микроинвестиций, созданная в 2015 году, модель которой оказалась довольно успешной – 25 из 39 кампаний привлекли финансирование (64%). Благодаря краудинвестингу, свет увидил такие проекты, как Psychonauts 2 от Double Fine и Soundfall от Drastic Games. Платформа также принесла инвесторам прибыль в пяти из одиннадцати выпущенных игр. Fig продолжает развивать свою бизнес-модель, недавно расширившись до концепции «Открытый доступ» (Open Access). Open Access – это возможность финансирования игровых проектов на стадии раннего доступа.

Некоторые рассматривают краудфандинг и краудинвестинг в качестве исходной точки на пути к успеху, однако основатель и генеральный директор Fig Джастин Бейли предостерегает, что платформа – это не серебряная пуля, а значит, успех не гарантирован. Бейли считает, что проекты становятся успешными только после того, как разработчики наберут обороты.

«На самом деле, результативность гораздо выше, когда мы стараемся усилить то, что уже есть у разработчиков», – поясняет Бейли. «Все хотят быть сопричастными к истории успеха. И всем нравится, когда проект уже набрал обороты. Ведь сложнее всего – это сдвинуть дело с мертвой точки. Поэтому, приходя к нам, разработчику следует думать так: «Через эту платформу я смогу привлечь, до половины трафика и финансирования, которые нужны для успеха моей кампании».

Мы обсудим краудфандинг и краудинвестинг более подробно в следующих статьях.

Работа с издателем по-прежнему остается одним из самых надежных вариантов для ряда разработчиков. Как правило, издатель предоставляет финансирование на раннем этапе разработки. Он также оказывает различные услуги (маркетинг, связи с общественностью, тестирование, локализация, отношения между сторонами и т. д.), что позволяет студиям сосредоточиться непосредственно на разработке вместо того, чтобы решать ряд нетворческих задач по продвижению продукта на рынке.

Гранты и налоговые льготы

В зависимости от географического положения вашей студии, вы можете иметь право на получение определенных видов финансирования. Канадский фонд СМИ (Canadian Media Fund) и Игровой фонд Великобритании (UK Games Fund) – два примера государственной финансовой поддержки местных компаний, работающих с цифровыми интерактивными медиа. Штат Джорджия в США и канадская провинция Квебек являются примерами региональных правительств, предлагающих налоговые льготы.

Точно так же некоторые компании предлагают премиальные выплаты или возможности финансирования для использования определенных инструментов. Выделив 100 млн. долларов, Epic Games создали инициативу под названием Epic Mega Grants, в рамках которой предоставляется финансирование для широкого круга проектов и авторов. Включая разработчиков игр и инструментов для них, студентов, преподавателей, работающих в академических учреждениях, создателей средств массовой информации, медиа-развлечений и прочего. Если вы работаете с Unreal Engine или предоставляете инструменты и ресурсы с открытым исходным кодом, подача заявки на Epic Mega Grants может стать перспективным шагом.

Финансы – не проблема, а возможность

При подготовке к поиску финансирования самое важное – это осознание того, что ваши мотивы должны совпадать с мотивами потенциальных инвесторов. Обычно разработчики рассматривают потребность в деньгах как проблему. И, фокусируясь только на нехватке денег, многие просят помощи по поддержке проекта у друзей или семьи, хотя инвестиционное сообщество могло бы помочь уже на этой стадии.

«Я наблюдаю это каждый день, обычно это выглядит так: «Слушай, мне просто нужны деньги. Мне неважно, будут они от венчурных капиталистов, издателей или банков. Мне просто нужен мешок денег», – говорит Джейсон Делла Рокка, соучредитель Execution Labs. «Но так не пойдет».
Делла Рокка утверждает, что инвесторы ищут возможности по заработку, а не «кому бы помочь». Позиционирование финансовой потребности вашей студии или игры как проблемы вряд ли привлечет инвестора.

По словам Делла Рокка, ключ к успеху – это смещение фокуса с проблемы «нехватки денег», на возможность, которая привлечет инвестора. Поиск этих крючков начинается с объяснения преимуществ вашей команды, представления высокого уровня ваших специалистов, и концентрации на том отрезке пути, который вы уже прошли.

В конечном итоге это приводит к серьезной дилемме: привлекать займы или использовать собственные средства. Об этом мы поговорим в следующей статье.

Ваши принципы — путеводная звезда при поиске финансирования

Привлечение инвестиций – дело непростое. Здесь важно помнить, что частные инвестиции или займы – это долгосрочное предложение. Вы собираетесь работать со своим инвестором в течение нескольких лет, и очень важно, чтобы вы нашли подходящего партнера.

Такой подход может стать причиной для того, чтобы отклонить даже единственное предложение, если его условия вас не устраивают. Тем не менее, если у вас сильная студия и отличная игровая концепция, скорее всего, новое предложение появится быстро.

Крайне важно четко определить возможности, которые вы предлагаете инвестору, характер отношений, который вы хотите с ним построить, а также основные принципы, которыми вы будете руководствоваться при поиске дальнейшего финансирования.

Студии-разработчику Polyarc (Moss) потребовалось несколько лет на поиск правильного инвестора. Генеральный директор и соучредитель Тэм Армстронг рассказал, что он и его команда потратили годы, выбирая между продажей доли компании и займом.

«Проблема в переговорах по привлечению средств была связана с ограничениями или требованиями инвесторов, которые не удовлетворяли нашим интересам», – говорит Армстронг. «Нельзя сказать, хорошие были предложения или плохие, но мы были очень заинтересованы в сохранении права на нашу интеллектуальную собственность. В то время варианты займов, которые были нам доступны, этого не предусматривали».

Армстронг отметил, что существуют соглашения о привлечении займов, которые позволяют разработчикам сохранять контроль над своей интеллектуальной собственностью. Лучше обратиться к юристу за проверкой условий договоров и консультацией по вопросам собственности, контроля и использования ИС в каждом конкретном случае. В конечном итоге Polyarc привлекла частные инвестиции, сохранив контроль над своей интеллектуальной собственностью.

«Как только мы поговорили с достаточным количеством инвесторов, мы сразу почувствовали, что в компании мотивации на достижение успеха стало гораздо больше», – поясняет Армстронг. «Нам было спокойнее от осознания, что инвесторы, с которыми мы работали, преследовали схожие с нами цели, что позволяет компании дольше оставаться на плаву».

Что дальше

В следующей статье «Поиск инвестиций. Часть 2: в нужном месте, в нужное время» мы поговорим о поиске финансирования на различных этапах разработки, дадим пару подсказок о подготовке презентационных материалов, а также опубликуем советы инвесторов, которые ищут проекты и студии, похожие на ваши. А еще мы подробнее обсудим краудфандинг, краудинвестинг и работу с издателями, как способы претворения вашей будущей игры в жизнь.

P.S. Статья переведена на русский язык и отредактирована командой разработки игры Saturated Outer Space, выпускниками образовательной программы «Менеджмент игровых проектов». В настоящее время ребята ищут финансирование для своего проекта. Увидев эту статью на портале www.unrealengine.com, они решили поделиться ей с русскоязычным комьюнити. Если вы захотите отблагодарить их за перевод, то добавляйте игру в свой вишлист в Steam.

Майк Фаттер – журналист-фрилансер и консультант в игровой индустрии. Автор книги Gamedev Business Handbook («Руководство по ведению бизнеса в сфере разработки видеоигр»), а также соавтор подкаста Virtual Economy.

Источник https://appodeal.ru/blog/how-to-raise-money-for-mobile-apps/

Источник https://vc.ru/ask/21637-problem-16530

Источник https://habr.com/ru/post/519724/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: