Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

Государство вложит в инвестиционные проекты 2,7 трлн рублей за три года

Министр экономического развития России Максим Решетников утвердил федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., говорится в сообщении Минэкономразвития.

Согласно пояснительной записке к ФАИП (есть у «Ведомостей»), государство планирует направить на инвестиционные проекты в 2021 г. — 846,3 млрд руб., в 2022 г. — 885,8 млрд руб., а в 2023 г. — 925,8 млрд руб. — итого 2,658 трлн руб. Программой предусмотрены инвестиции на реализацию 1,1 тыс. инвестпроектов, в том числе более 1 тыс. адресных объектов капитального строительства.

Замминистра экономического развития Сергей Назаров сообщил «Ведомостям», что ФАИП прежде всего является инструментом в борьбе с «несанкционированной незавершенкой». На начало 2020 г.,по данным Минэкономразвития, было зафиксировано более 74 тыс. объектов незавершенного строительства.

«При этом по-настоящему проблемными являются объекты, строительство которых приостановлено («брошенные» объекты) — их около 6 тыс.. И только менее 1% таких объектов адресно финансировалось ранее за счет ФАИП», — отметил Сергей Назаров.

В марте премьер Михаил Мишустин раскритиковал исполнение федеральных целевых программ (ФЦП) и ФАИП, сообщала газета «Коммерсантъ». Основания для претензий к исполнению ФЦП и ФАИП были в том, что выделенные на них деньги расходуются «недопустимо медленно».

По исполнению ФАИП данные представила Счетная палата: выделенные средства израсходованы на 76% (против 82% в 2018 г.). Это стало худшим показателем за последние 16 лет, отмечали в СП. К началу этого года в эксплуатацию было введено лишь 47% запланированных на 2019 г. объектов — 148 из 315 (в 2018 г. — 42,6%).

При этом объём неисполненных бюджетных средств по итогам 2019 г. составил 1,120 трлн руб., то есть в полтора раза увеличились остатки, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели. Наибольший объём остатков был установлен по разделам «Национальная экономика» (253,8 млрд руб.), «Национальная оборона» (235,3 млрд руб.) и «Общегосударственные вопросы» (229,4 млрд руб.).

На что будут выделены средства

Строительство объектов дорожного хозяйства традиционно является самой дорогой статьей расходов бюджетных средств — за три года на них выделят 579,2 млрд руб. В 2021-2023 гг. будет осуществляться строительство и реконструкция около десяти автомобильных магистралей и федеральных трасс; В том числе, трасс М-10 «Россия», М-5 «Урал», М-8 «Холмогоры», А-181 «Скандинавия», М-7 «Волга», Р-217 «Кавказ», М-4 «Дон» и др.

В 579,2 млрд руб. также входят затраты на реконструкцию и развитие московских аэропортов Шереметьево и Домодедово, а также ряда региональных аэропортов в Якутии, Чечне, Удмуртии, Челябинской обл., Новосибирске, Мурманске и проч. На развитие воздушного и железнодорожного транспорта предлагается направить за три года 109,2 и 173,9 млрд руб. соответственно.

Развитие объектов речного и морского транспорта

Вторая по объему затрат статья расходов — инвестиции в объекты речного и морского транспорта. На них в 2021-2023 гг. государство выделит 371,8 млрд руб. Инвестиции предполагаются в создание сухогрузного района морского порта «Тамань», развитие транспортного узла «Восточный – Находка», комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту «Геленджик», строительство грузопассажирских судов и ледокола для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна, строительство паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск и строительство Багаевского гидроузла на р. Дон в Ростовской обл.

Также инвестиции подразумевают и строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае и строительство объекта «Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата.

Строительство жилья и объектов ЖКХ

Третья по объему расходования статья в ФАИП — жилищное и коммунальное строительство. Правительство предлагает продлить программу по обеспечению жильем военнослужащих, силовиков и сотрудников органов исполнительной власти. Программой также предполагается строительство новых общежитий ВУЗов, студенческих городков для иностранных и иногородних студентов и научно-педагогических работников. Всего на развитие жилищного и коммунального строительства предусматриваются инвестиции в размере 361,1 млрд руб. за три года.

Строительство и реконструкция объектов здравоохранения, социальной защиты, культуры и образования

ФАИПом предлагается вложить 253 млрд руб. на строительство более 40 объектов здравоохранения, социальной защиты и спортивных объектов. Предполагается строительство онкологических диспансеров, медицинских научных исследовательских институтов, а также детских и взрослых стационаров. «Строительство и реконструкция социально значимых медицинских учреждений позволят повысить качество оказания медицинских услуг, предоставляемых населению, в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, а также продолжить ряд перспективных научных исследований в области здравоохранения, не имеющих аналогов в мире», — говорится в пояснительной записке.

Программа также подразумевает повышения качества жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями в организациях соцобслуживания. «Реализация инвестиционных проектов Роспотребнадзора будет способствовать решению задач по профилактике заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения», — отмечается в пояснительной записке.

Культурное образование государство хочет развивать при помощи создания центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тыс. человек. Также госинвестиции пойдут на реновация федеральных учреждений отрасли культуры, модернизация региональных и муниципальных театров юного зрителя, а также строительства и реконструкция культурно-досуговых учреждений в сельской местности.

Инвестиции также пойдут на строительство и реконструкцию объектов государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, реконструкцию Политехнического музея, завершение строительства музейного комплекса Третьяковской галереи, строительство Новой сцены Академического Малого драматического театра – Театра Европы, строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища Эрмитажа; музейно-выставочного комплекса московского Кремля и проч. Инвестиции в строительство культурных объектов за три года составят около 61,3 млрд руб.

Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

Износ основных фондов за 2018-2020 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции.

Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление.

Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин.

Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда мы задаем встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе.

Источники средств могут быть разные:

  1. собственная прибыль,
  2. амортизация,
  3. заемные средства,
  4. эмиссия акций и облигаций,
  5. средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  1. здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  2. линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  3. некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации.

Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  1. увеличения стоимости активов государства;
  2. повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  3. восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  4. снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  1. проектные и изыскательские работы,
  2. строительство,
  3. реконструкцию,
  4. реставрацию,
  5. техническое перевооружение,
  6. приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта).

Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  1. цель инвестирования;
  2. объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  3. наименование объекта, его мощность;
  4. срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  5. права и обязанности сторон сделки;
  6. ответственность;
  7. порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет.

Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Будем рады, если в ближайшие годы что-то изменится.

Почему владеть бизнесом вместе с государством — выгодно

Государство в нашей стране является самым крупным и сильным участником рынка, а его влияние в последние годы только растёт. Сегодня компании с государственным участием присутствуют практически во всех ключевых отраслях российской экономики, а по многим направлениям занимают лидирующую или даже монопольную позицию. Широко представлены они и на фондовом рынке, занимая наибольшую долю в структуре основных индексов .

Рис. 1. Источник: сайт РБК

Хотя госкомпании могут не только на равных конкурировать с частным бизнесом, но выигрывать в этой борьбе, остаётся немало противников инвестиций в акции эмитентов с госучастием. В этой статье рассмотрим ряд существенных аргументов в пользу инвестирования в бизнес, где основной владелец — государство.

Высокая норма дивидендных выплат

Государство заинтересовано в получении высоких дивидендов от компаний, которые оно контролирует напрямую или косвенно. Особенно актуальным это стало после кризиса 2014 г., когда на фоне экономических санкций и снижения цен на углеводороды дефицит бюджета нашей страны начал увеличиваться. Дивиденды госкомпаний стали важным источником доходов для федерального и региональных бюджетов, а госорганы оказывали давление на госкомпании, чтобы заставить их увеличить норму дивидендных выплат.

С 1 июля 2021 г. в России действует единый и бессрочный подход к определению размера дивидендов для российских компаний с государственным участием и их дочерних организаций. Согласно распоряжению Правительства РФ , госкомпании должны направлять на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли.

К этому периоду большинство госкомпаний уже внедрили соответствующую норму в свои дивидендные политики и начали выплачивать акционерам половину своей чистой прибыли, а некоторые — и больше.

Высокая норма дивидендных выплат и понятные параметры расчёта делают акции российских госкомпаний популярными у инвесторов, которые ориентируются на высокую дивидендную доходность и денежный поток.

Дивиденды госкомпаний имеют определённую «защиту» от обнуления выплат в кризисные периоды, поскольку именно во время экономических потрясений российский бюджет наиболее остро нуждается в деньгах.

Сниженный риск оказаться владельцем банкрота

Преимуществом владения госкомпанией является низкий риск банкротства, что складывается из двух взаимосвязанных факторов.

    Госкомпании имеют возможность привлекать кредиты по более низкой ставке, поскольку зачастую обладают высоким рейтингом надёжности и могут предлагать кредиторам дополнительные гарантии.

Более того, часто госкомпании занимают значительное или даже монопольное положение на рынке и владеют экономикообразующими предприятиями, что практически гарантирует спасение их со стороны государства, чтобы не допустить более серьёзных последствий от разрушения бизнеса.

Льготы, субсидии и дотации

В теории государственные и частные компании должны работать в условиях равной конкуренции. В реальности же часто бизнес с государственным участием получает дополнительную поддержку со стороны контролирующего акционера, особенно в периоды кризисов и общей экономической нестабильности.

Помимо прямых государственных субсидий , поддержка может оказываться и косвенными методами.

Когда мир столкнулся с эпидемией коронавируса и введением жёстких ограничительных мер, гражданская авиация оказалась в числе наиболее пострадавших отраслей из-за резкого сокращения перелётов между странами. Ограничения начались с Китая, где были выявлены первые случаи заражения. Когда для всех прочих российских авиаперевозчиков уже действовал запрет на авиаперевозки пассажиров в Китай, государственный «Аэрофлот» всё ещё сохранял все свои рейсы (в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг). Позже «Аэрофлот» получил господдержку на особых условиях — группе выплатили субсидии сразу, в то время как прочие российские авиакомпании получали выплаты помесячно.

В первой половине 2020 г. на фоне ухудшения эпидемиологической и экономической ситуации продажи алмазов рухнули практически до нуля. Чтобы поддержать сектор и государственного монополиста в секторе добычи алмазов «АЛРОСА», Госдума приняла новую норму закона . Обновлённые правила позволили Правительству увеличивать объёмы закупок алмазов в Гохран за счёт федерального бюджета, что снизило для «АЛРОСА» риски остаться в кризис без покупателей и доходов.

Доступ к активам и проектам

У госкомпаний больше рычагов влияния и возможностей лоббировать свои интересы, по сравнению с частным бизнесом. Если на ценный государственный актив или выгодный проект претендует одновременно частная и государственная компания, выбор, вероятнее всего, будет в пользу последней. Это можно объяснить тем, что если государство заинтересовано в быстрой и эффективной реализации важного для страны проекта, то передаст его той компании, которую может контролировать напрямую.

Общий объём финансирования национальных проектов составил по итогам 2021 г. около 2,2 трлн руб., а за трёхлетний период (2021–2023 гг.) на инвестиции по данным направлениям планируется потратить 7,6 трлн руб. В значительной степени для реализации нацпроектов будут привлекаться госкомпании. Например, госкомпания «Ростелеком» является ключевым партнёром государства в реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ», на который в 2021–2023 гг. планируется потратить около 552 млрд руб.

Сниженный риск корпоративного конфликта и рейдерского захвата

Государство — сильный и влиятельный участник российского рынка. Конкурировать с ним на равных невозможно, поэтому находиться с государством «по одну сторону баррикад» может быть стратегически верным решением для частного инвестора.

Существует много примеров, когда противостояние частного и государственного бизнеса, в том числе, в судебных инстанциях, завершалось победой последнего, и слишком мало примеров обратного. Достаточно вспомнить , на которую претендовали государственная нефтяная компания «Роснефть» и частный холдинг АФК «Система».

Частный холдинг АФК «Система».

Риск корпоративных конфликтов, которые могут существенно влиять на рыночную капитализацию компаний, значительно ниже там, где в акционерном капитале присутствует государство. Также маловероятно, что бизнес с госучастием подвергнется рейдерскому захвату или кто-то попытается завладеть активами основного акционера — слишком велик риск негативных последствий.

Поэтому миноритарные акционеры госкомпаний могут не опасаться крупных корпоративных войн внутри бизнеса. Более того, если однажды государство захочет снизить долю владения ниже контрольного пакета и провести приватизацию компании, часто участники рынка встречают это решение положительно, а капитализация, наоборот, вырастает.

Источник https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/12/11/850573-gosudarstvo-vlozhit-v-investitsionnie-proekti

Источник https://quasa.io/ru/media/chto-takoe-byudzhetnye-investicii-celi-i-poryadok-predostavleniya-gosudarstvennyh-deneg

Источник https://journal.open-broker.ru/investments/plyusy-investirovaniya-v-goskompanii-rf/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: