Государство вложит в инвестиционные проекты 2,7 трлн рублей за три года
Министр экономического развития России Максим Решетников утвердил федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., говорится в сообщении Минэкономразвития.
Согласно пояснительной записке к ФАИП (есть у «Ведомостей»), государство планирует направить на инвестиционные проекты в 2021 г. — 846,3 млрд руб., в 2022 г. — 885,8 млрд руб., а в 2023 г. — 925,8 млрд руб. — итого 2,658 трлн руб. Программой предусмотрены инвестиции на реализацию 1,1 тыс. инвестпроектов, в том числе более 1 тыс. адресных объектов капитального строительства.
Замминистра экономического развития Сергей Назаров сообщил «Ведомостям», что ФАИП прежде всего является инструментом в борьбе с «несанкционированной незавершенкой». На начало 2020 г.,по данным Минэкономразвития, было зафиксировано более 74 тыс. объектов незавершенного строительства.
«При этом по-настоящему проблемными являются объекты, строительство которых приостановлено («брошенные» объекты) — их около 6 тыс.. И только менее 1% таких объектов адресно финансировалось ранее за счет ФАИП», — отметил Сергей Назаров.
В марте премьер Михаил Мишустин раскритиковал исполнение федеральных целевых программ (ФЦП) и ФАИП, сообщала газета «Коммерсантъ». Основания для претензий к исполнению ФЦП и ФАИП были в том, что выделенные на них деньги расходуются «недопустимо медленно».
По исполнению ФАИП данные представила Счетная палата: выделенные средства израсходованы на 76% (против 82% в 2018 г.). Это стало худшим показателем за последние 16 лет, отмечали в СП. К началу этого года в эксплуатацию было введено лишь 47% запланированных на 2019 г. объектов — 148 из 315 (в 2018 г. — 42,6%).
При этом объём неисполненных бюджетных средств по итогам 2019 г. составил 1,120 трлн руб., то есть в полтора раза увеличились остатки, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели. Наибольший объём остатков был установлен по разделам «Национальная экономика» (253,8 млрд руб.), «Национальная оборона» (235,3 млрд руб.) и «Общегосударственные вопросы» (229,4 млрд руб.).
На что будут выделены средства
Строительство объектов дорожного хозяйства традиционно является самой дорогой статьей расходов бюджетных средств — за три года на них выделят 579,2 млрд руб. В 2021-2023 гг. будет осуществляться строительство и реконструкция около десяти автомобильных магистралей и федеральных трасс; В том числе, трасс М-10 «Россия», М-5 «Урал», М-8 «Холмогоры», А-181 «Скандинавия», М-7 «Волга», Р-217 «Кавказ», М-4 «Дон» и др.
В 579,2 млрд руб. также входят затраты на реконструкцию и развитие московских аэропортов Шереметьево и Домодедово, а также ряда региональных аэропортов в Якутии, Чечне, Удмуртии, Челябинской обл., Новосибирске, Мурманске и проч. На развитие воздушного и железнодорожного транспорта предлагается направить за три года 109,2 и 173,9 млрд руб. соответственно.
Развитие объектов речного и морского транспорта
Вторая по объему затрат статья расходов — инвестиции в объекты речного и морского транспорта. На них в 2021-2023 гг. государство выделит 371,8 млрд руб. Инвестиции предполагаются в создание сухогрузного района морского порта «Тамань», развитие транспортного узла «Восточный – Находка», комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту «Геленджик», строительство грузопассажирских судов и ледокола для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна, строительство паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск и строительство Багаевского гидроузла на р. Дон в Ростовской обл.
Также инвестиции подразумевают и строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае и строительство объекта «Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата.
Строительство жилья и объектов ЖКХ
Третья по объему расходования статья в ФАИП — жилищное и коммунальное строительство. Правительство предлагает продлить программу по обеспечению жильем военнослужащих, силовиков и сотрудников органов исполнительной власти. Программой также предполагается строительство новых общежитий ВУЗов, студенческих городков для иностранных и иногородних студентов и научно-педагогических работников. Всего на развитие жилищного и коммунального строительства предусматриваются инвестиции в размере 361,1 млрд руб. за три года.
Строительство и реконструкция объектов здравоохранения, социальной защиты, культуры и образования
ФАИПом предлагается вложить 253 млрд руб. на строительство более 40 объектов здравоохранения, социальной защиты и спортивных объектов. Предполагается строительство онкологических диспансеров, медицинских научных исследовательских институтов, а также детских и взрослых стационаров. «Строительство и реконструкция социально значимых медицинских учреждений позволят повысить качество оказания медицинских услуг, предоставляемых населению, в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, а также продолжить ряд перспективных научных исследований в области здравоохранения, не имеющих аналогов в мире», — говорится в пояснительной записке.
Программа также подразумевает повышения качества жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями в организациях соцобслуживания. «Реализация инвестиционных проектов Роспотребнадзора будет способствовать решению задач по профилактике заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения», — отмечается в пояснительной записке.
Культурное образование государство хочет развивать при помощи создания центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тыс. человек. Также госинвестиции пойдут на реновация федеральных учреждений отрасли культуры, модернизация региональных и муниципальных театров юного зрителя, а также строительства и реконструкция культурно-досуговых учреждений в сельской местности.
Инвестиции также пойдут на строительство и реконструкцию объектов государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, реконструкцию Политехнического музея, завершение строительства музейного комплекса Третьяковской галереи, строительство Новой сцены Академического Малого драматического театра – Театра Европы, строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища Эрмитажа; музейно-выставочного комплекса московского Кремля и проч. Инвестиции в строительство культурных объектов за три года составят около 61,3 млрд руб.
Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег
Износ основных фондов за 2018-2020 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?
Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции.
Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление.
Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.
Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.
Определение
Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин.
Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда мы задаем встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.
Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.
И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).
Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе.
Источники средств могут быть разные:
- собственная прибыль,
- амортизация,
- заемные средства,
- эмиссия акций и облигаций,
- средства вышестоящих организаций.
В Бюджетном кодексе дано следующее определение.
Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):
- здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
- линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
- некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.
Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации.
Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.
На что тратим бюджетные деньги
Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).
Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:
- увеличения стоимости активов государства;
- повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
- восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
- снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.
В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:
- Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
- Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
- Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
- Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
- Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.
Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.
Порядок получения государственной помощи
Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.
Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.
Государственные контракты заключаются на:
- проектные и изыскательские работы,
- строительство,
- реконструкцию,
- реставрацию,
- техническое перевооружение,
- приобретение объекта.
Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта).
Такими уполномоченными выступают:
- Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
- Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.
Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.
Соглашение обязательно должно содержать:
- цель инвестирования;
- объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
- наименование объекта, его мощность;
- срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
- права и обязанности сторон сделки;
- ответственность;
- порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).
Заключение
На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет.
Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Будем рады, если в ближайшие годы что-то изменится.
Почему владеть бизнесом вместе с государством — выгодно
Государство в нашей стране является самым крупным и сильным участником рынка, а его влияние в последние годы только растёт. Сегодня компании с государственным участием присутствуют практически во всех ключевых отраслях российской экономики, а по многим направлениям занимают лидирующую или даже монопольную позицию. Широко представлены они и на фондовом рынке, занимая наибольшую долю в структуре основных индексов .
Хотя госкомпании могут не только на равных конкурировать с частным бизнесом, но выигрывать в этой борьбе, остаётся немало противников инвестиций в акции эмитентов с госучастием. В этой статье рассмотрим ряд существенных аргументов в пользу инвестирования в бизнес, где основной владелец — государство.
Высокая норма дивидендных выплат
Государство заинтересовано в получении высоких дивидендов от компаний, которые оно контролирует напрямую или косвенно. Особенно актуальным это стало после кризиса 2014 г., когда на фоне экономических санкций и снижения цен на углеводороды дефицит бюджета нашей страны начал увеличиваться. Дивиденды госкомпаний стали важным источником доходов для федерального и региональных бюджетов, а госорганы оказывали давление на госкомпании, чтобы заставить их увеличить норму дивидендных выплат.
С 1 июля 2021 г. в России действует единый и бессрочный подход к определению размера дивидендов для российских компаний с государственным участием и их дочерних организаций. Согласно распоряжению Правительства РФ , госкомпании должны направлять на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли.
К этому периоду большинство госкомпаний уже внедрили соответствующую норму в свои дивидендные политики и начали выплачивать акционерам половину своей чистой прибыли, а некоторые — и больше.
Высокая норма дивидендных выплат и понятные параметры расчёта делают акции российских госкомпаний популярными у инвесторов, которые ориентируются на высокую дивидендную доходность и денежный поток.
Дивиденды госкомпаний имеют определённую «защиту» от обнуления выплат в кризисные периоды, поскольку именно во время экономических потрясений российский бюджет наиболее остро нуждается в деньгах.
Сниженный риск оказаться владельцем банкрота
Преимуществом владения госкомпанией является низкий риск банкротства, что складывается из двух взаимосвязанных факторов.
-
Госкомпании имеют возможность привлекать кредиты по более низкой ставке, поскольку зачастую обладают высоким рейтингом надёжности и могут предлагать кредиторам дополнительные гарантии.
Более того, часто госкомпании занимают значительное или даже монопольное положение на рынке и владеют экономикообразующими предприятиями, что практически гарантирует спасение их со стороны государства, чтобы не допустить более серьёзных последствий от разрушения бизнеса.
Льготы, субсидии и дотации
В теории государственные и частные компании должны работать в условиях равной конкуренции. В реальности же часто бизнес с государственным участием получает дополнительную поддержку со стороны контролирующего акционера, особенно в периоды кризисов и общей экономической нестабильности.
Помимо прямых государственных субсидий , поддержка может оказываться и косвенными методами.
Когда мир столкнулся с эпидемией коронавируса и введением жёстких ограничительных мер, гражданская авиация оказалась в числе наиболее пострадавших отраслей из-за резкого сокращения перелётов между странами. Ограничения начались с Китая, где были выявлены первые случаи заражения. Когда для всех прочих российских авиаперевозчиков уже действовал запрет на авиаперевозки пассажиров в Китай, государственный «Аэрофлот» всё ещё сохранял все свои рейсы (в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг). Позже «Аэрофлот» получил господдержку на особых условиях — группе выплатили субсидии сразу, в то время как прочие российские авиакомпании получали выплаты помесячно.
В первой половине 2020 г. на фоне ухудшения эпидемиологической и экономической ситуации продажи алмазов рухнули практически до нуля. Чтобы поддержать сектор и государственного монополиста в секторе добычи алмазов «АЛРОСА», Госдума приняла новую норму закона . Обновлённые правила позволили Правительству увеличивать объёмы закупок алмазов в Гохран за счёт федерального бюджета, что снизило для «АЛРОСА» риски остаться в кризис без покупателей и доходов.
Доступ к активам и проектам
У госкомпаний больше рычагов влияния и возможностей лоббировать свои интересы, по сравнению с частным бизнесом. Если на ценный государственный актив или выгодный проект претендует одновременно частная и государственная компания, выбор, вероятнее всего, будет в пользу последней. Это можно объяснить тем, что если государство заинтересовано в быстрой и эффективной реализации важного для страны проекта, то передаст его той компании, которую может контролировать напрямую.
Общий объём финансирования национальных проектов составил по итогам 2021 г. около 2,2 трлн руб., а за трёхлетний период (2021–2023 гг.) на инвестиции по данным направлениям планируется потратить 7,6 трлн руб. В значительной степени для реализации нацпроектов будут привлекаться госкомпании. Например, госкомпания «Ростелеком» является ключевым партнёром государства в реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ», на который в 2021–2023 гг. планируется потратить около 552 млрд руб.
Сниженный риск корпоративного конфликта и рейдерского захвата
Государство — сильный и влиятельный участник российского рынка. Конкурировать с ним на равных невозможно, поэтому находиться с государством «по одну сторону баррикад» может быть стратегически верным решением для частного инвестора.
Существует много примеров, когда противостояние частного и государственного бизнеса, в том числе, в судебных инстанциях, завершалось победой последнего, и слишком мало примеров обратного. Достаточно вспомнить , на которую претендовали государственная нефтяная компания «Роснефть» и частный холдинг АФК «Система».
Частный холдинг АФК «Система».
Риск корпоративных конфликтов, которые могут существенно влиять на рыночную капитализацию компаний, значительно ниже там, где в акционерном капитале присутствует государство. Также маловероятно, что бизнес с госучастием подвергнется рейдерскому захвату или кто-то попытается завладеть активами основного акционера — слишком велик риск негативных последствий.
Поэтому миноритарные акционеры госкомпаний могут не опасаться крупных корпоративных войн внутри бизнеса. Более того, если однажды государство захочет снизить долю владения ниже контрольного пакета и провести приватизацию компании, часто участники рынка встречают это решение положительно, а капитализация, наоборот, вырастает.
Источник https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/12/11/850573-gosudarstvo-vlozhit-v-investitsionnie-proekti
Источник https://quasa.io/ru/media/chto-takoe-byudzhetnye-investicii-celi-i-poryadok-predostavleniya-gosudarstvennyh-deneg
Источник https://journal.open-broker.ru/investments/plyusy-investirovaniya-v-goskompanii-rf/