Бизнес и политика. Бизнес как субъект политики
Среди предпринимателей популярно мнение, согласно которому политика не должна иметь отношения к экономике: государство якобы призвано лишь защищать собственность и обеспечивать выполнение контрактов. Мнение это опирается на очевидные, казалось бы, факты: государственное регулирование не поспевает за динамикой рынка — и иногда оказывается экономически неэффективным; предпринимателям приходится защищаться от государства и, в свою очередь, оказывать влияние на политику — поощряя коррупцию.
Проблема и парадокс, однако, в том, что именно в современных условиях, когда основными ценностями являются ценности рыночные (та самая собственность и те самые контракты), государство в принципе не может отказаться от влияния на экономику. В иные времена, когда жизненные ориентиры правящего слоя не совпадали с жизненными ориентирами купечества, раздельное существование политики и экономики было по крайней мере теоретически возможно. Но сейчас политика является видом бизнеса. Граница между политикой и бизнесом проходит лишь в умах «либеральных романтиков». И в умах законодателей, все еще готовых считать лоббирование и любые связанные с ним действия — действиями преступными.
Сегодня политик, будь то политик публичный или непубличный (чиновник), работает не из абстрактной любви к власти и не ради того, чтобы оставить «след в истории». Безусловно, политик стремится к повышению своего статуса, но статус здесь выступает как источник денег. Впрочем, деньги тоже нужны не сами по себе, а как средство повышения статуса, который, в свою очередь, снова конвертируется в деньги и т.д.
Это не плохо и не хорошо — это просто реальность. Политический бизнес, таким образом, неизбежен. Его не следует оценивать с этической точки зрения, его следует изучить — и понять, как современный предприниматель может ввести политику в сферу своей активности, какие его здесь поджидают возможности и «подводные камни».
Источником превосходства одного человека над другим с давних времен были . пропуск.
Равноправие в борьбе за власть оказалось как-то вдруг позади. Не осталось практически ни одной отрасли, в которую бы не включилась материальная заинтересованность лиц, приступающих к политической деятельности. Произошла неизбежная интеграция бизнеса и политики, которые, сего не скрывая, кормят и поддерживают друг друга. Логично, что тот, кто владеет деньгами, и не обладает властью, всячески стремится достичь последнего, используя свою материальную позицию, особенно, если она приоритетна по сравнению с позицией иных претендентов на власть. И не удивительно, что, получив полномочия в той или иной сфере государственного управления, уже не нейтральная, а всеобще значимая, личность начинает активизировать силы исключительно в своих интересах. Было бы достаточно странным не использовать лежащие на поверхности ресурсы, не требующие применения какого-либо специального оборудования для их добычи, необходимые многим, но доступные единицам. Именно тем единицам, в руки которых народ вложил узды правления для них самих и терновый венец для самого народа.
Вкладчики в дело требуют свой процент на прибыль. Порой денежных вознаграждений оказывается недостаточно. Однако их можно заменить рекламой, неофициальным динамичным уничтожением оппозиции, продвижением по служебной лестнице.
Все это и многое другое, не менее интересное и, к сожалению, привычное, легко можно наблюдать в политике не одного «демократического» государства сегодня. Вполне достаточно вспомнить скандал по поводу «шестого телевизионного канала» в России, где прямое вмешательство олигархов в политику путем применения ими своей бизнес-мощи привело к неминуемой трагедии, выразившейся в закрытии канала. Не принято решение проблемы СМИ и в Казахстане, где каждый собственник, противясь консолидации и целенаправленно стремясь к выгодному для себя сепаратизму, подставляет под удар не только материальное состояние соседа и общественное мнение о нем, а также личную и до того непрочную политическую позицию.
Умение управлять государством — это и есть политика. Умение управлять финансами — это бизнес, здоровая экономика и сила государства. А функция государства известна — организовывать жизнь общества и наслаждаться этим дуэтом.
Политика в ее прямом понимании — всеобъемлющая наука. Ее не изучают в студенческих аудиториях учебных заведений. Политика — удел мудрого человека. В большую политику приходят по зову сердца уже зрелые и просвещенные люди. Профессиональная политика — это судьба человека, всесторонне образованного, вдумчивого, с философским мышлением, жаждущего все глубже и глубже познавать жизнь общества. У такого политика нет точки насыщения в познании окружающего его мира и законов развития общества. Для него общечеловеческие законы — это первичная потребность, а деньги — лишь средство для существования. Такие люди, как правило, высокогуманные и не амбициозны.
Таких политиков и недостает в высших эшелонах власти нашего государства. Все должности заняли властолюбивые госчиновники-политиканы, действующие из мелких личных побуждений. . пропуск. У этих людей нет заработанных личным трудом больших денег, а жить хочется лучше, гораздо лучше. Зато у них есть административная власть над несметными природными ресурсами и над деньгами богатых людей. Девиз таких чиновников: всем отмерь, себе — отрежь. Уж они-то знают цену хорошей жизни, а потому завистливы, расчетливы и жадны. Их зависть разрушительна — развалить, задушить и физически уничтожить конкурента.
Бизнес как субъект политики
На экономическом поле страны разворачиваются многочисленные процессы, в том числе и противоречивые. Решения органов государственной власти как непосредственно, так и косвенно затрагивают интересы всех групп предпринимателей: промышленников, банкиров, представителей торгового бизнеса, сферы услуг и т.д. Как правило, предоставляя льготы одной группе, эти органы негативно затрагивают интересы других.
Влияние представителей бизнеса на властные структуры в целях достижения своих интересов — явление универсальное: во всех странах мира бизнес выступает как субъект политики. Он влияет на правительственную политику в разных формах и направлениях. Рассмотрим основные их них.
- 1. Представители бизнеса во всех странах оказывают давление на законодательные органы. Они инициируют принятие новых законов (указов и других законодательных актов), направленных на реализацию интересов всего бизнеса, а чаще отдельных его групп. В разных формах бизнес участвует в самых ранних формах законотворческого процесса (законодательная инициатива). Затем он принимает активное участие в создании проектов законов, в принятии этих проектов к обсуждению, а также в доступных ему формах оказывает влияние на сам процесс принятия законов. Примеров в подтверждение сказанного можно привести много. В частности, в Российской Федерации представители банковского капитала добились принятия президентского указа об ограничении действия в течение определенного периода на территории страны иностранных коммерческих банков. Для банковского капитала страны это был очень важный указ, поскольку он нивелировал действия очень сильных конкурентов.
- 2. В разных формах представители бизнеса стремятся к получению информации о готовящихся экономических и политических мероприятиях, которые могут так или иначе затронуть их интересы. В наши дни это не составляет особой сложности, поскольку они основательно представлены практически во всех структурах государственной власти. Кроме того, при парламентах развитых демократических государств работает мощная система лоббирования интересов бизнеса (как правило, крупного). Полученная информация позволяет заблаговременно принять меры против нежелательных проектов. Так, в 1996 г. в России был принят президентский указ о введении в стране налогообложения на доходы граждан по вкладам в банках. Известно, что очень скоро (практически не вступив в силу) он был отменен. Можно спорить о том, что здесь сыграло решающую роль. Однако бесспорны достаточно сильная незаинтересованность коммерческих банков во введении такого налога и мощная исходящая от них волна протеста, стартовавшая задолго до подписания данного указа.
- 3. Миссия предпринимательского слоя как субъекта политики проявляется в его реакции на решения, принимаемые соответствующими государственными органами. Представители бизнеса нередко выражают аргументированный протест, иногда требуют корректировки принятых документов и т.д. В данном отношении показателен пример протеста российских коммерческих банков в связи с введением обязательного резервирования части их средств в Центральном банке. (Хотя этот банк не входит в систему органов государственной власти в стране, тем не менее его политика в целом проводится в русле общей государственной политики.) Коммерческие банки неоднократно протестовали против завышенной, по их мнению, нормы обязательного резервирования. Они обращались в правительство с альтернативными проектами, предусматривающими организацию инвестирования в долгосрочные проекты внутри страны за счет средств от сокращения нормы обязательного резервирования.
Очевидно, необходимость действий в качестве субъекта политики в существенной степени предопределила возникновение и функционирование целой сети разного рода организаций предпринимателей: союзов, ассоциаций, партий и т.д. Они существуют практически во всех странах. Это могут быть организации, целью которых является защита корпоративных интересов всех представителей бизнеса, но чаще эти организации направляют свою деятельность на реализацию групповых интересов отдельных предпринимательских слоев.
Другой формой выступлений бизнеса как субъекта политики является широкая поддержка и финансирование деятельности политических партий, представленных во властных структурах или претендующих на эту роль.
Важной формой участия бизнеса в государственных решениях является система лоббирования. Этому вопросу посвящена глава 20 данного учебника.
Бизнес как субъект политики. Лоббизм. Политический маркетинг и консалтинг
Характеристика влияния представителей бизнеса на властные структуры
Влияние представителей бизнеса на властные структуры в целях достижения своих интересов — явление универсальное: во всех странах мира бизнес выступает как субъект политики. Он влияет на правительственную политику в разных формах и направлениях.
В перечне важнейших услуг выделяются следующие:
— широкая поддержка и финансирование деятельности политических партий, представленных во властных структурах или претендующих на эту роль (одна бизнес структура может финансировать несколько партий с полярной идеологией);
- — реакция на решения, принимаемые соответствующими государственными органами: выражение протеста, требование корректировки, принятых мер, уход от уплаты налогов, организация социальных движений и т. д.;
- — система лоббирования.
Лобби, в переводе с английского, означает кулуары. Это система целенаправленного воздействия определённых социальных сил на властные структуры: исполнительные, законодательные и судебные в целях удовлетворения своих интересов. Во всех странах с демократическим режимом лоббирование существует в той или иной форме. При всём многообразии интересов в системе лоббизма преобладают экономические. И не случайно структуры политической власти чаще всего лоббируют по поводу экономических интересов.
Политический смысл слово лобби приобрело в 70-х годах прошлого столетия, когда оно стало означать покупку голосов избирателей за деньги. Вся дальнейшая история лоббизма сохранила этот смысл и придала ему новые формы. Во многих государствах в процессе лоббирования используются прямое давление на представителей власти, угрозы, подкуп, шантаж. Вместе с тем в разных странах уровень коррумпированности властных структур и уровень нецивилизованного лоббирования различны. Это зависит от многих причин, в частности:
- — от уровня развития общества в целом и уровня развития его экономики;
- — форм правления и политического режима (в тоталитарных государствах коррупция, как правило, находится на очень низком уровне);
- — уровня политической культуры;
- — отношения государства к данному процессу;
- — состояния законодательства в целом и той его части, которая касается лоббизма;
- — эффективности работы правоохранительных органов.
В условиях возникновения демократического общества с развитыми гражданскими структурами не существует полной гарантии функционирования института лоббизма исключительно в правовом поле. Так, в частности, достаточно распространенной 29
является практика вмешательства криминально-мафиозного элемента в процесс лоббирования политических экономических интересов наряду с легальными лоббистскими структурами.
«Институт лоббизма» образуется в демократических государствах с рыночной экономикой стихийно, и все попытки государства искоренить его оказываются безуспешными по причине того, что объективно существуют интересы определённых групп и возможности осуществления этих интересов через воздействие на власть. Эффективные механизмы противостояния давлению лобби — групп на власть не изобретены. Кроме того, лоббизм не является априорно вредным явлением, так как:
- — могут лоббироваться решения, положительно влияющие как на развитие отраслей экономики, так и экономики в целом, совершенствование гражданского общества;
- — цивилизованный лоббизм является средством, позволяющим улучшить отношения общества и властных структур;
- — в процессе лоббирования могут использоваться опыт и знания экономистов, политологов, психологов, юристов, что, несомненно, повышает качественный уровень принимаемых во властных структурах решений.
Проблема в том, что одни имеют средства и возможности для эффективного лоббирования своих интересов, а другие не имеют. Функция государства и политических институтов заключается:
- — в обеспечении интересов отраслей, не имеющих возможности самостоятельного лоббирования (образование, наука, культура, здравоохранение);
- — в ограничении запросов «самостоятельных» лоббистов;
- — в создании условий для цивилизованного лоббирования и уничтожении возможностей возникновения его нецивилизованных форм. Создание нормативной базы.
Лоббирование чаще всего осуществляется с использование законодательной власти, с целью лоббирования законов в интересах той или иной отрасли или организации. Однако лоббистская деятельность может быть связана с исполнительной властью, особенно в тех странах, где исполнительная власть активно пользуется правом законодательной инициативы. Направлением лоббирования может быть также судебная власть.
Можно выделить три уровня лоббирования: федеральный, региональный и местный. На региональном и местном уровне могут лоббироваться вопросы, связанные с формированием и распределением средств бюджета, распределения государственных заказов, трансфертов.
Источник https://otlichnik.ucoz.com/load/gumanitarnye_predmety/politologija/biznes_i_politika_biznes_kak_subekt_politiki/36-1-0-1096
Источник https://studref.com/435304/politologiya/biznes_subekt_politiki
Источник https://bstudy.net/867145/pravo/biznes_subekt_politiki_lobbizm_politicheskiy_marketing_konsalting