Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Содержание

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Эффективным способом поддержки развития предпринимательства со стороны органов власти является государственно-частное и муниципально-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

Основные модели ГЧП

1. Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о КС);

2. Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находиться в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП), соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ.

ПРИЗНАКИ ГЧП

Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП не менее 3 лет) Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП. Наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков.
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Преимущества механизма ГЧП

Для публичной стороны Для частной стороны
Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности)
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту)
Снижение присутствия государства в экономике Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия

По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.

В 2015 году был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике. Ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.

Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Ключевые отличия концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве

КС СГЧП
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом) возникает у частного партнера
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ всегда возлагается на концессионера может быть возложено на публичного партнера

В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Калининградской области от 30.12.2010 № 536 «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства» и о внесении изменений в отдельные законы Калининградской области» был признан утратившим силу (в соответствии с Законом Калининградской области от 23.12.2015 № 505 «О признании утратившим силу Закона Калининградской области «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства»).

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 07.07.2016 № 281 «Об уполномоченных органах исполнительной власти Калининградской области в сфере государственно-частного партнерства, о внесении дополнения и изменений в постановление Правительства Калининградской области от 13 марта 2015 года №112» Министерство экономики Калининградской области определено органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 17 Федерального закона № 224-ФЗ.

Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / INVESTMENT MECHANISM / КОММЕРЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / COMMERCIAL EFFECTIVENESS / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / REGION INVESTMENT ATTRACTIVENESS / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ / ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР / PRIVATE INVESTOR / ПУБЛИЧНЫЙ ИНВЕСТОР / PUBLIC INVESTOR / PROJECT ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Постникова А.А.

В статье рассмотрены вопросы инвестиционного механизма ГЧП. Показано, что ГЧП в общем случае представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и государства. При этом достигается наибольшая эффективность достижения общественных интересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом создается отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетворения интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Выделены специфические особенности оценки эффективности проектов ГЧП, связанные с инвестиционным механизмом данных проектов. Выделены особенности инвестиционного механизма ГЧП, связанные с привлечением инвестиций в экономику региона. Сделан вывод об общих закономерностях инвестиционного механизма ГЧП с точки зрения частных инвесторов .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Постникова А.А.

Оценка эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли с использованием механизмов государственно-частного партнерства

Возможность применения контрактных форм государственно-частного партнерства и специального инвестиционного контракта при реализации комплексных инвестиционных проектов развития территорий

PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF ATTRACTING INVESTMENTS

The article is devoted to the questions of PPP’s investment mechanism . It is proofed that the PPP in general is the special way to unite the state and private resources. Within the above mentioned mechanism the highest effectiveness of public interests’ satisfaction is achieved. It presumes the construction of a particular object having a public importance due to its implementation in pubic interests’ satisfaction as well as the commercial effectiveness . In the article specifics of the appreciation of commercial effectiveness regarding to the projects of PPP were stipulated. Also were demonstrated the specifically points of the PPP’s mechanism connected with attracting investments to a regional economy. The main conclusion is that for private investors rules of PPP’s mechanism are general.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

А.А. Постникова, магистрант

Сибирский институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Новосибирск)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инвестиционного механизма ГЧП. Показано, что ГЧП в общем случае представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и государства. При этом достигается наибольшая эффективность достижения общественных интересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом создается отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетворения интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Выделены специфические особенности оценки эффективности проектов ГЧП, связанные с инвестиционным механизмом данных проектов. Выделены особенности инвестиционного механизма ГЧП, связанные с привлечением инвестиций в экономику региона. Сделан вывод об общих закономерностях инвестиционного механизма ГЧП с точки зрения частных инвесторов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный механизм, коммерческая эффективность, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность региона, реализация проектов, частный инвестор, публичный инвестор.

Значимость ГЧП как одного из важнейших инвестиционных механизмов определяется потребностью государства в осуществлении множества направлений деятельности при ограниченном объеме имеющихся ресурсов. Ряд направлений может быть реализован с большей эффективностью при условии привлечения частного бизнеса. При этом достигается дополнительный эффект с точки зрения объединения ресурсов государства и бизнеса, когда каждый из участников наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы, включая опыт управления проектами. В результате формируется не только механизм достижения общественно значимых интересов при наиболее эффективном использовании ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, но и специфический механизм привлечения инвестиций.

В общем случае ГЧП представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и государства, при котором достигается наибольшая эффективность достижения общественных интересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом создается отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использова-

ния для удовлетворения интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Поэтому механизм ГЧП может быть отнесен к инвестиционным механизмам. В ходе реализации проекта ГЧП создается определенный объект, который обладает теми же параметрами, что и любой другой объект инвестиций. Он характеризуется способностью приносить прибыль инвестору, но при этом данная прибыль не гарантирована, поэтому инвестиции сопряжены с риском. Создаваемый объект характеризуется определенным периодом окупаемости, причем для проектов ГЧП данная окупаемость определяется не только коммерческими сроками возврата инвестиций, но и специфическими сроками владения объектом. Объект инвестиций в рамках ГЧП характеризуется определенной доходностью, вследствие чего для частного инвестора существует возможность сопоставления параметров его доходности с параметрами доходности других объектов. При этом по проектам ГЧП инвестор может оценить реальную доходность вложений.

Инвестиционные характеристики проектов ГЧП представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Инвестиционные характеристики проектов ГЧП

Представленный на рисунке 1 инвестиционный механизм оценки эффективности проектов ГЧП позволяет сделать вывод о формировании отдельных оценок проектов ГЧП для публичного инвестора и отдельной оценки для частного инвестора. При этом данные оценки дифференцированы. В частности, для публичного инвестора речь не может идти о текущей стоимости бизнеса, как следствие, используется приведенная оценка денежных потоков для бюджета, которая строится, как и КРУ, с учетом дисконтированных денежных потоков, но позволяет оценить стоимость проекта ГЧП для бюджета.

Специфика инвестиционного механизма ГЧП для публичного партнера проявляется и в оценке рисков. Для частного инвестора это, в любом случае, ставка дисконта, причем оценивать данную ставку частный инвестор может с учетом выбора наиболее обоснованного для него способа. В то же время, для публичного инвестора это, по существу, безрисковая ставка. Согласно п. 25.1 Методики оценки экономической эффективности проектов ГЧП, данная ставка рассчитывается аналогично WACC, но, в общем виде, стоимость «капитала» оценивается по безрисковой ставки для бюджета того уровня, из которого ведется фи-

нансирование проекта ГЧП [1].

В целом, с подобным подходом можно согласиться, поскольку безрисковая ставка учитывает неспецифические риски, как следствие, принимаемый риск характерен именно для публичного партнера, что соответствует пп. 5 ст. 4 Закона «О ГЧП» [2].

В плане окупаемости проекта действуют, преимущественно, публичные начала, поскольку, в силу пп. 4 п. 2 ст. 6 Закона «О ГЧП», на период реализации проекта ГЧП, который, в любом случае, должен совпадать с горизонтом данного проекта, собственность с обременением относится на частного инвестора. В силу пп. 4 п. 3 ст. 6 Закона «О ГЧП», по завершении проекта объект передается публичному инвестору [2]. Иначе говоря, срок окупаемости совпадает со сроком реализации проекта, получение поступлений от продажи объекта (реверсии) частным инвестором невозможно, но и затрат по его свертыванию частная сторона не несет. Данные отличия, в результате, не предполагают использования в оценках эффективности проектов ГЧП показателя МЖК (модифицированной внутренней доходности), а само предположение о совпадении ликвидации проекта и завершения договора без дополнительных затрат и поступле-

ний у частного инвестора носит публичный характер. Тем не менее, поскольку данное положение реализуется, хотя и с участием публичного инвестора, оно может быть отнесено на специфику инвестиционного механизма ГЧП.

Доходность проекта для публичного инвестора также специфична, поскольку частный инвестор оценивает ее по PI, в то время как для публичного инвестора проект ГЧП является затратным, поэтому принимается kVFM как показатель сопоставления затрат по альтернативным вариантам реализации проекта, позволяющий на практике реализовать положения о сравнительном преимуществе по альтернативным способам удовлетворения общественных интересов за счет проекта.

При этом реальная доходность для частного инвестора выражается IRR, но для публичного инвестора проект ГЧП является, по существу, затратным, а не доходным, требуется, с учетом сравнительных преимуществ, реализовать его с наименьшими затратами. Поэтому реальная эффективность проекта должна, вероятно, оцениваться через RPV с учетом п. 26.1 Методики оценки проектов ГЧП [1]. По существу, это такой же показатель реальной эффективности проекта, без учета альтернатив проекта, как и показатель внутренней доходности для частного инвестора.

Следовательно, инвестиционный механизм оценки проектов ГЧП учитывает экономическую специфику реализации проектов для каждого из их участников. При этом конкретные

методы оценки проектов отвечают экономическому механизму проектов ГЧП в целом, поскольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публичного инвестора это затратный механизм, призванный удовлетворить общественные интересы с наименьшими затратами публичной стороны.

Поскольку инвестиционный механизм ГЧП охватывает не только затратное участие публичного инвестора в реализации проекта, но и доходный проект для частного инвестора, он также является механизмом привлечения инвестиций в конкретный регион. При этом данный механизм позволяет с достаточной эффективностью учитывать специфику экономики региона. Данное положение реализовано с учетом п. 1 ст. 2 Закона «О ГЧП», которым к элементам регулирования ГЧП отнесено также региональное законодательство о ГЧП [2]. С учетом данных положений, можно говорить об инвестиционном механизме ГЧП с точки зрения привлечения инвестиций в экономику региона, который позволяет наиболее эффективно выстраивать взаимодействие власти и бизнеса с учетом конкретных ресурсов, которыми располагает регионы для удовлетворения общественных интересов, а также общей инвестиционной привлекательности региона. Поэтому, учитывая общую инвестиционную составляющую в формирования инвестиционного механизма ГЧП, на региональном уровне данный механизм как способ привлечения инвестиций может быть представлен в виде рисунка 2.

Рис. 2. Инвестиционный механизм ГЧП как форма привлечения инвестиций в

Из рисунка 2 видно, что инвестиционный механизм ГЧП реализуется во взаимодействии с общими механизмами привлечения инвестиций в региональную экономику, хотя проекты ГЧП и отличаются спецификой, в частности, отраслевой. Тем не менее, наравне с другими проектами, реализация проектов ГЧП позволяет повышать инвестиционную привлекательность региона. В результате эффективность реализации проектов ГЧП зависит не только от инвестиционного законодательства региона, которым регулируются проекты ГЧП, но и от инвестиционного климата в регионе.

Одновременно реализация проектов ГЧП сама по себе формирует более высокую инвестиционную привлекательность региональной экономики. Поскольку инвестиционный механизм ГЧП является специфическим и ориентирован на привлечение инвестиций только в отдельных направлениях, в плане формирования инвестиционного законодательства на региональном уровне должны учитывать ресурсы, которые могут быть вовлечены региональными властями в реализацию проектов ГЧП, кроме того, требуется формирование инфраструктуры ГЧП, которая отвечала бы интересам инвесторов. Иначе говоря, с точки зрения

привлечения инвестиций в экономику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой эффективности проектов ГЧП, также является специфическим, хотя и формируется с учетом общих правил управления инвестициями на уровне частного инвестора.

Следовательно, механизм ГЧП выступает специфическим инвестиционным механизмом, ориентированным на наиболее эффективное использование ресурсов государства для удовлетворения общественных интересов на основе объединения данных ресурсов с ресурсами частного инвестора и предполагающим особый механизм реализации проекта, связанный с созданием объекта, ориентированного на конкретные общественные интересы. Инвестиционный механизм оценки проектов ГЧП учитывает экономическую специфику реализации проектов для каждого из их участников. Конкретные методы оценки проектов отвечают экономическому механизму проектов ГЧП в целом, поскольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публичного инвестора это затратный механизм, призванный удовлетворить общественные интересы с наименьшими затратами публичной стороны. Инвестиционный механизм ГЧП реали-

зуется во взаимодействии с общими механиз- номику региона механизм ГЧП, как и в случае мами привлечения инвестиций в региональ- с оценкой эффективности проектов ГЧП, так-ную экономику, хотя проекты ГЧП и отлича- же является специфическим, хотя и формируются спецификой, в частности, отраслевой. С ется с учетом общих правил управления инве-точки зрения привлечения инвестиций в эко- стициями на уровне частного инвестора.

1. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества «//КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. — 20.07.2015. — N 29 (часть I). — ст. 4350.

PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF ATTRACTING

A.A. Postnikova, graduate student

Siberian institute of management (branch) of the Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article is devoted to the questions of PPP’s investment mechanism. It is proofed that the PPP in general is the special way to unite the state and private resources. Within the above mentioned mechanism the highest effectiveness of public interests’ satisfaction is achieved. It presumes the construction of a particular object having a public importance due to its implementation in pubic interests ‘ satisfaction as well as the commercial effectiveness. In the article specifics of the appreciation of commercial effectiveness regarding to the projects of PPP were stipulated. Also were demonstrated the specifically points of the PPP’s mechanism connected with attracting investments to a regional economy. The main conclusion is that for private investors rules of PPP’s mechanism are general.

Keywords: private-public partnership, investment mechanism, commercial effectiveness, investment climate, region investment attractiveness, project establishment, private investor, public investor.

Государственно-частное партнерство как способ привлечения инвестиций в муниципалитет

Зиненко, Г. В. Государственно-частное партнерство как способ привлечения инвестиций в муниципалитет / Г. В. Зиненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40751/ (дата обращения: 25.10.2022).

В последнее время набирает популярность такое явление, как государственно-частное партнерство. Большая часть таких отношений реализуется на муниципальном уровне. Одной из причин возникновения таких отношений является дефицит бюджета в государственной организации. В большинстве случаев государственное предприятие получает средства за счет частного инвестора, который в свою очередь преследует свои интересы. Например, при строительстве какого-либо объекта, частный инвестор получает возможность участвовать в управлении этим самым объектом не только на этапах строительства, но и при дальнейшей эксплуатации.

Причин возникновения партнерства с частным инвестором может быть великое множество. Наиболее популярной предпосылкой к созданию таких отношений, является неспособность рационально управлять хозяйственными объектами [2]. Государственно-частное партнерство  яркий пример ситуации, когда явление получило широкий размах, а только потом обзавелось правовым сопровождением.

Также причиной возникновения партнерства является повышение популярности товаров и услуг, предлагаемых государственными организациями, а также повышения их качества [2]. Согласно законодательству, взаимоотношения партнеров необходимо оформить юридически. Документ включает в себя пункты, освещающие финансовые риски и затраты, роли сторон, обязательства между ними, а также полномочия и обязанности каждой из сторон. Виды организации партнерства между инвестором и государством в основном зависят от сферы деятельности последнего.

За время существования государственно-частного партнерство устоялось несколько видов взаимодействия. В зависимости от рода деятельности, партнерство может принимать одну из пяти наиболее распространённых моделей [3].

Ситуация, при которой происходит определенное разграничение полномочий между участниками, а право управлять строго закреплено за органом власти, называется моделью оператора. В таком случае частный партнер является только инвестором без возможности влиять на процесс [3].

Договорная модель представляет собой противоположную ситуацию. Как правило, в таком случае стороны договариваются о том, как будет происходить управление и контроль объектом партнерства и регистрируют свои полномочия в юридическом порядке. Чаще всего такую модель используют для снижения издержек и получения максимально рационального использования [3].

Следующим видом взаимоотношений является модель концессии. Сроки в таких моделях представляют длительный промежуток времени, а обязательным условием такой модели является сохранение права собственности у государства [3].

Также выделяется модель кооперации. К данной модели прибегают, когда невозможно выделить определенные услуги, начислить налог или вычесть амортизацию [3].

И наконец, последняя модель, которая называется лизинг. Представляет собой взаимоотношения частных организаций и государства на предмет недвижимости и техники. Чаще всего, при такой модели, государство представлено муниципальным органом власти [3].

Строгого определения формы заключения контрактов о партнерства в законодательстве нет. В связи с этим взаимоотношения могут регулироваться договором аренды, государственным контрактом, созданием государственно-частной организации, различными соглашениями или лизингом [1].

Главным отличием партнерства от контракта в том, что инвестор находится в равноправных отношениях с представителем власти, а не следует перечню требований и действий, являющихся обязательными для контракта. Имущество обоих партнеров защищается в равной степени, и уровень риска сведен к минимуму. Однако при использовании модели оператора существует угроза для частного бизнеса. В связи с тем, что инвестор не имеет полномочий управлять объектом, в случае разногласий он может остаться ни с чем. Наибольшее влияние данный фактор оказывает на долгосрочные отношения, превышающие десяток лет.

Для сведения рисков к минимуму, для частного партнера предусмотрена система регулирования конфликтов. В случаях, когда инвестор по вине государства несет убытки, он имеет право потребовать взыскания, и если комиссия даст положительный результат, государство обязано возместить ущерб в полном объеме. Для партнерств, тарифы услуг которых строго регламентированы, органы контроля руководствуются объемами инвестиций, прописанных в документе с учетом их сроков [4]. Обязательным условием партнерства является право партнера распоряжаться своим доходам и инвестициями без ограничений. При наличии факторов, которые могут негативно повлиять на положение инвестора, публичный партнер обязан принять меры для получения инвестором прибыли согласно соглашению [4]. Также партнеры могут на стадии формирования соглашения добавить пункты, регламентирующие гарантии [4].

Государственно-частное партнерство наиболее развито в странах Европы: в Германии, Франции и Великобритании. Законодательство о партнерстве имеет существенные отличия. То, что у нас регламентируется отдельным законом о государственном и частном партнерстве, у них представлено нормами гражданского права. В отдельных случаях издаются законодательные акты.

В РФ явление государственно-частного партнерство пришло на четверть века позже, чем в страны Европы, поэтому закономерно правовое регулирование во многом позаимствовано у ближайших соседей. Основная часть нормативно правовых актов была принята без изменений, и только небольшой процент был адаптирован под Российские реалии, с учетом специфики законодательства. Вид организации партнерства частных инвесторов и государства в РФ больше всего напоминает на систему, построенную в Великобритании.

В данный момент основными трудности развития государственно-частного партнерства являются кризисное положение в стране и санкции, наложенные на Россию, не позволяющие привлекать иностранных инвесторов. Также существует проблема не совершенности законодательства. Присутствует коррупция, которая негативно влияет на уровень конкуренции и не позволяет развивать партнерство между государством и инвесторами. Но, несмотря на сложные условия, отрасль развивается, но очень медленными темпами. Изменить эту ситуацию возможно, увеличив заинтересованность инвесторами посредством льгот и предоставлением дополнительных гарантий. Государственно-частное партнерство в России в начальной стадии роста, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что со временем популярность данного направления будет только повышаться, так как это интересно для бизнесменов и муниципальных организаций.

В Красноярском крае сотрудничество частных инвесторов популярно во многих сферах. Этот вопрос активно поднимается на заседаниях Законодательного Собрания края. Предпосылкой к созданию партнёрства с частным инвестором является отсутствие денег в бюджете на различные проекты, которые жизненно необходимы. Такими являются ремонт дорог, лечебные учреждения, школы, детские сады. Важным вопросом является содержание этих объектов, а не их строительство. Для привлечения частных инвесторов необходимо обозначить условия для сотрудничества. Чаще всего, это снижение налоговых льгот.

В Красноярском крае имеется положительный опыт государственно-частного партнерства. На станции Саянская был построен детский сад на 290 мест. Строительство состоялось благодаря созданию партнерства между местной администрацией и Красноярской железной дорогой.

В настоящее время в Красноярске активно обсуждается проект, связанный с видео фиксацией. Всего лишь за 6 месяцев существования проекта, у семи частных инвесторов появилось желание вложить денежные средства суммой от 500 миллионов рублей.

Учитывая вышесказанное можно сделать два вывода. Государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиций в муниципальные компании. Это позволит получить дополнительные средства для реализации необходимых проектов. Большим преимуществом таких инвестиций является их долгосрочная перспектива.

Помимо инвестиций государственно-частное партнерство поможет стимулировать экономику Края. Ранее проблема заключалась в отсутствии сформированной институциональной и правовой базы, как на федеральном, так и на краевом уровне. Принятие федерального закона, комплексно регулирующего формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации позволило решить проблему и положительно сказалось на развитии государственно-частного партнерства во всех муниципальных образованиях.

  1. Алпатов, А. Д. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. − Москва: Альпина Паблишер, 2012.− 200 с.
  2. Мартусевич Р. А. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. − Москва: Фонд «Институт экономики города», 2012.− 240 с.
  3. Ямщиков А. С., Руйга И. Р. Механизмы реализации Государственно-частного партнерства в социальной сфере региона. − Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016.− 206 с.
  4. Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство. − Москва: Юстицинформ, 2012. — 490 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, частный инвестор, инвестор, партнерство, Великобритания, Красноярский край, причина возникновения партнерства, Россия, РФ, частный партнер.

Источник https://ppp.kgd-rdc.ru/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-mehanizm-privlecheniya-investitsiy

Источник https://moluch.ru/archive/145/40751/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: