Нормативно правовая база бизнес планирования в рб

Регулирование и реализация бизнес — планирования субъектов хозяйствования Республики Беларусь

Нормативно-правовое регулирование бизнес — планирования субъектов хозяйствования

Обеспеченность бизнес-плана необходимыми финансовыми ресурсами в значительной мере определяет характер проектов, изучение которых предшествует его разработке. Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала.

Субъектами, использующими бизнес-план, являются:

  • — органы государственного управления;
  • — предпринимательские структуры;
  • — инвесторы.

Цель любого бизнес-плана — достижение желаемого результата деятельности на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, а задача — обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса.

При разработке бизнес-плана следует учитывать принципы, выработанные международной практикой, к которым относятся: ясность, взаимоувязанность, точность, конкретность, надежность, преемственность.

Бизнес-план, разработанный с учетом основных принципов, может использоваться:

  • — для стратегического управления производством и реализацией продукции;
  • — для технико-экономического обоснования эффективности инвестиционных проектов;
  • — для выработки экономической программы развития производства за счет оказания мер государственной поддержки;
  • — для формирования единого плана хозяйствования на перспективу, обосновывающего эффективность приватизации или целесообразность создания совместного и иностранного предприятия;
  • — в решении задач антикризисного управления, в частности для вывода предприятия из кризиса в досудебном оздоровлении.

Правовое регулирование инвестиционного бизнес-планирования

Постановлением Минэкономики РБ от 31.08.2005 № 158 утверждены Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов (далее — Правила по разработке бизнес-планов). Данным документом установлены основные правила составления бизнес-планов инвестиционных проектов. В нем выделены ключевые этапы и последовательность составления исследований, предшествующих составлению бизнес-планов, определены единые требования к структуре, содержанию, оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектам, предусматривающим оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн.долл. США и проектам, не предусматривающим оказание мер государственной поддержки, независимо от их стоимости), предоставляемых в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству РБ.

Правилами по разработке бизнес-планов предусмотрено, что разработка и реализация инвестиционного проекта — от первоначальной идеи до его завершения — могут быть представлены в виде цикла, состоящего из 4 стадий: предынвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной и ликвидационной.

Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается в случаях обоснования:

  • — возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;
  • — целесообразности оказания организации, реализующей инвестиционный проект, мер государственной поддержки.

Правила по разработке бизнес-планов регулируют вопросы, касающиеся:

  • — назначения бизнес-плана инвестиционного проекта и деятельности его разработчиков;
  • — требований к содержанию всех разделов бизнес-плана, а именно: «Резюме», «Характеристика организации и стратегия ее развития», «Описание продукции», «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга», «Производственный план», «Организационный план», «Инвестиционный план», «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности», «Показатели эффективности плана», «Юридический план».

Правилами по разработке бизнес-планов определено, что в случае реализации проекта в действующей организации особенность финансово-экономических расчетов бизнес-плана состоит в том, что они предоставляются в двух вариантах (с учетом реализации проекта и без учета реализации проекта) и включают в себя:

  • — программу производства и реализации продукции в натуральном выражении;
  • — программу реализации продукции в стоимостном выражении;
  • — расчет затрат на сырье и материалы;
  • — расчет затрат на топливно-энергетические ресурсы;
  • — расчет потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда работников;
  • — расчет затрат на производство и реализацию продукции;
  • — расчет потребности в чистом и оборотном капитале;
  • — расчет прибыли от реализации;
  • — расчет налогов, сборов и платежей;
  • — расчет потока денежных средств по организации;
  • — проектно-балансовую ведомость по организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что общие нормативные требования к бизнес-планам соответствуют экономической практике (в т.ч. международной) подготовки, разработки, исполнения и контроля за результативностью реализации бизнес-планов субъектами хозяйствования.

В настоящее время в республике действует целый ряд нормативных актов, направленных на обеспечение широкого использования бизнес-планов при решении проблем неплатежеспособных предприятий для их досудебного оздоровления, в т.ч. постановление Совета Министров РБ от 08.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» (далее — постановление № 873), в которое были внесены многочисленные изменения постановлением Совета Министров РБ от 28.08.2006 № 1091, в частности:

  • — уточнен круг организаций, подпадающих под действие постановления № 873;
  • — определены полномочия министерств, госкомитетов, концернов, облисполкомов, Мингорисполкома в части контроля за разработкой, утверждением, экспертизой, согласованием и реализацией прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов развития коммерческих организаций на год и бизнес-планов инвестиционных проектов;
  • — утверждена новая редакция Положения о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (далее — Положение). Согласно Положению разработка прогнозов и бизнес-планов осуществляется самими организациями под контролем органов госуправления, а также с участием банков в случаях привлечения долгосрочных кредитов этих банков. Никаких особенных требований к содержанию бизнес-планов (по сравнению с проанализированными экономическими установками и нормативным регулированием инвестиционного бизнес-планирования) Положение не содержит;
  • — установлена дисциплинарная ответственность руководителей коммерческих организаций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с разработкой, утверждением, согласованием и реализацией прогнозов и бизнес-планов, а также руководителей вышестоящих государственных органов, не обеспечивающих контроль за разработкой, утверждением и реализацией бизнес-планов.
  • — порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организациями прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет (далее — прогноз развития), бизнес-планов их развития на год (далее — бизнес-план развития) и бизнес-планов инвестиционных проектов;
  • — порядок рассмотрения банками бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения органами государственного управления их экспертизы;
  • — порядок согласования органами государственного управления прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов, решения спорных вопросов;
  • — порядок проведения Министерством экономики экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов.

Анализ документа показывает, что обязательным является составление инвестиционных бизнес-планов в рамках досудебного оздоровления. Постановление Правительства определяет сферы приоритетного использования государственными предприятиями бизнес-планирования, не устанавливает никаких особенностей по составлению подобных планов развития (единственное ограничение — по субъектам, имеющим право составлять бизнес-план в соответствии с данным постановлением). Следовательно, бизнес-план в досудебном оздоровлении должен создаваться с учетом общих принципов данного вида планирования.

В подтверждение данного вывода можно привести положения Указа Президента РБ от 28.08.2006 № 538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ» (далее — Указ № 538). Указом № 538 определены меры по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности акционерных обществ, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции и которые имеют отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистый убыток на указанную дату, согласно приложению к Указу № 538. Просроченная кредиторская задолженность реструктуризируется путем предоставления отсрочки и рассрочки ее погашения при условии наличия в т.ч. бизнес-плана по выходу акционерного общества на безубыточную работу, составленного этим обществом на 5-летний период с разбивкой по годам, прошедшего экспертизу в порядке, предусмотренном законодательством, утвержденного и согласованного в соответствии с Указом № 538.

Никаких особенных требований к содержанию разделов бизнес-плана, разрабатываемого акционерными обществами, Указом № 538 не установлено. Определено только, что в данном бизнес-плане должны содержаться основные показатели, достижение которых является условием получения отсрочки, рассрочки погашения просроченной кредиторской задолженности, и указываться должностные лица, на которых возлагается ответственность за обеспечение выполнения основных показателей.

Антикризисное управление и бизнес-планирование. План санации

Под антикризисным управлением в широком смысле понимают прогнозирование и выявление кризисных ситуаций, связанных с неплатежеспособностью предприятия, а также принятие необходимых мер по оздоровлению и реабилитации предприятия при наступлении кризисного состояния. В узком смысле под антикризисным управлением понимается деятельность антикризисного управляющего, осуществляющего применение процедур банкротства в соответствии с законодательством.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с использованием антикризисных процедур. И в этом случае для выработки планов вывода предприятия из кризиса необходимо использовать предписанные законом формы и методы.

Применение мер досудебного оздоровления можно считать вариантом антикризисного управления в широком смысле слова. Здесь широко используется бизнес-планирование.

Санация — процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки. Иными словами, санация — это набор взаимосвязанных инструментов, применяемых для улучшения финансовых показателей данной организации и получения свободных финансовых ресурсов, достаточных для удовлетворения требований кредиторов.

Санация организации предполагает полное удовлетворение требований кредиторов, но учитывая, что источником погашения обязательств являются прежде всего финансовые средства, полученные в ходе рентабельной финансово-хозяйственной деятельности должника, выполнение обязательств перед конкурсными кредиторами возможно, как правило, только после оздоровления должника и, следовательно, откладывается на определенный срок, иногда длительный.

Законодательством установлено, что антикризисный управляющий в рамках конкурсного производства составляет план санации. План санации должен быть направлен на удовлетворение требований кредиторов, улучшение финансового состояния, восстановление платежеспособности и повышение конкурентоспособности организации (п.5 Правил по проведению плана санации организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), утвержденных постановлением Минэкономики РБ от 27.02.2004 № 57, далее — Правила по проведению плана санации). Он является обоснованием целесообразности и возможности восстановления платежеспособности должника, представляет собой перечень направленных на это мер, включающих как планируемые в будущем мероприятия, так и мероприятия, находящиеся уже на стадии реализации.

Управляющий может разрабатывать альтернативные планы санации.

Законодательством не установлены жесткие критерии к содержанию плана санации. Однако в соответствии со ст.124 Закона о банкротстве в план санации в обязательном порядке включается заключение о финансовом состоянии должника и в нем должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

Кроме того, общие требования к плану санации определены в главе 3 Правил по проведению плана санации. В частности, документом установлено, какие разделы должен содержать план санации (см. таблицу 1).

Нормативно правовая база бизнес планирования в рб

Правовой основой составления бизнес-планов в Республике Беларусь являются следующие нормативные акты.

1. Постановление министерства экономики республики Беларусь 31 августа 2005 г. № 158 «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» с изменениями и дополнениями от 7 декабря 2007 г. № 214 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/17772 от 22.12.2007 г.). Этот документ устанавливает единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов, основные рекомендации по их составлению, выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований.

2. Постановление Министерства экономики от 30.10. 2006 г. № 186 «Об утверждении Рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год» с изменениями и дополнениями от 30 октября 2007 г. № 190. В этом постановлении определены структура и содержание бизнес-планов развития коммерческих организаций, правила их оформления.

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» с изменениями и дополнениями в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 1091. Постановление определяет состав планов, назначение прогноза, порядок разработки 5-летнего прогноза.

Прогноз развития представляет собой систему научно обоснованных и целевых ориентиров, определение основных направлений и параметров развития организации, трудовых, материальных и финансовых средств, необходимых для достижения поставленных целей, а также организационно-технических мер, обеспечивающих благоприятную среду ее функционирования.

Главным назначением прогноза развития является обоснование целей и задач, важнейших направлений и приоритетов развития организации исходя из долгосрочной стратегии развития данной отрасли промышленного комплекса республики.

Прогноз развития определяет концепцию технической и экономической политики организации на перспективу, решает стратегические задачи долгосрочного характера. Особенностью стратегического прогноза является целевой подход к формированию показателей развития организаций, относительно свободный выбор технико-экономических решений, обоснование вариантности.

4. Указ президента Республики Беларусь от 13 января 2006 г. № 27 «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» с изменениями и дополнениями от 10 июля 2008 г. № 383 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 1/9874). В Указе представлены меры реструктуризации задолженности и финансового оздоровления убыточных государственных организаций, условия их применения.

5. Указ президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ» с изменениями и дополнениями от 27 марта 2008 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 80, 1/9573. В Указе представлены меры по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ, которые предприятия отражают в финансовой стратегии, и условия их применения.

Рекомендации по разработке прогнозов развития организаций, находящихся в ведении Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, на 5 лет, бизнес-планов их развития на год разработаны во исполнение подпункта 4.1.5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. N 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, находящихся в ведении или входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома» и в целях обеспечения методологического и методического единства при разработке прогнозов развития организаций, находящихся в ведении Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь на 5 лет, бизнес-планов их развития на год.

Прогноз развития организаций на пять лет представляет собой систему научно обоснованных целевых ориентиров, а также организационно-технических мер, обеспечивающих благоприятную среду функционирования организаций.

В основу разработки настоящих Рекомендаций положены следующие принципы:

1) прогнозирование как система, основанная на сопряженности прогнозных периодов;

2) преемственность в оценке масштабов, темпов роста, а также в выборе методов и средств достижения целей;

3) сбалансированность и сопоставимость прогнозных показателей, их взаимосопряженность;

4) согласованность и преемственность методических подходов к разработке прогнозов различной продолжительности;

5) вариантность прогнозов как метод выбора наиболее эффективного пути развития организации.

По степени актуальности решаемых в прогнозируемом периоде задач развития организации можно выделить такие, как:

1) повышение научного, технического и производственного потенциалов;

2) развитие интеграционных научных, технологических и финансово-производственных связей;

3) расширение рынков сбыта продукции на основе повышения ее конкурентоспособности;

4) обеспечение производства всеми видами ресурсов.

Краткосрочный (годовой) прогноз является конкретизирующей и уточняющей составной частью среднесрочного (на пять лет) прогноза. Содержание годового прогноза служит конкретной программой по мобилизации всех видов ресурсов и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных в среднесрочном прогнозе.

Цель годового прогноза — обоснование возможности сбалансированного развития организации в течение года.

Основной метод прогнозирования — нормативно-балансовый.

Концепция прогноза развития организации базируется на анализе современного состояния, основных факторов экономического роста и оценке их влияния на развитие научно-промышленного производства в прогнозном периоде. При анализе особое внимание уделяется выявлению положительных тенденций развития, а также установлению причин, негативно влияющих на результативность производства.

Основная цель подготовки краткосрочного прогноза заключается в конкретизации параметров развития организации на прогнозируемый год в увязке со среднесрочной стратегией ее развития и макропоказателями развития народно-хозяйственного комплекса страны и Основными (целевыми) параметрами развития народного хозяйства Республики Беларусь.

Разработанный бизнес-план организации должен представлять собой комплексный план развития организации и служить наряду с отчетными финансовыми документами главным документом производственной деятельности. Важнейшей чертой бизнес-плана является точность количественных показателей и содержательное, качественное обоснование каждого раздела плана. Цель составления плана заключается, в первую очередь, в том, чтобы дать руководству организации наиболее полную картину положения организации и возможностей ее развития.

Бизнес-план включает титульный лист, содержание основных разделов бизнес-плана, приложения.

На титульном листе указывается название организации — разработчика бизнес-плана, утверждающая подпись руководителя организации и согласующая подпись, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа.

В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

Бизнес-план должен давать полное представление о всех аспектах деятельности организации и состоять из следующих основных разделов:

Раздел отражает основные цели, задачи и важнейшие направления экономического развития на перспективный год. Раздел «Резюме» должен разрабатываться после написания бизнес-плана, когда есть полная ясность по всем остальным разделам.

Раздел «Характеристика организации и стратегия ее развития»

В данном разделе дается описание направления отраслии характеристика организации, его роль и место в народном хозяйстве республики.

При описании организации отражаются следующие вопросы: основные достижения и неудачи в деятельности организации за два предшествующих года, слабые и сильные места в производственной деятельности, ее особенности, основные целевые показатели социально-экономического развития организации в прогнозируемый период.

Раздел «Прогнозирование производственного развития»

В этом разделе приводится анализ производственной деятельности организации (удельный вес работ, выполняемых по прямым хозяйственным договорам, перечень и тематика заключенных договоров, участие в реализации заданий президентских, государственных, межгосударственных, отраслевых производственных программ и проектов и др.

Раздел «Стратегия маркетинга»

В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Приводятся сравнительные данные по ценам на основную продукцию собственного производства и производства конкурентов в республике и зарубежных фирм.

Раздел «Прогнозирование производства продукции (работ, услуг)»

В данном разделе представляется информация об объеме промышленной продукции (работ, услуг) и товаров народного потребления по основным видам, которые будет производить организация, ее основные характеристики (потребительские, сбытовые и функциональные), область применения, наличие патентов, лицензий, сертификатов.

Раздел «Управление качеством продукции»

В этом разделе излагаются перспективы обеспечения качества и сертификации продукции, планы по созданию и сертификации продукции, планы по созданию и сертификации систем качества, планы участия в работах по стандартизации.

Раздел «Производственные мощности»

Данный раздел должен содержать характеристику имеющихся основных производственных фондов, загрузку производственных мощностей, анализ соответствия производственных мощностей объемам производственной программы на прогнозируемый период, обоснование потребности в дополнительном оборудовании, обоснование выбора поставщика оборудования и другие мероприятия.

Раздел «Прогнозирование материально-технического обеспечения»

Организацию материально-технического обеспечения следует рассматривать в бизнес-плане как экономическую, взаимосвязанную систему, обеспечивающую регулирование производства и сбалансированность его ресурсов с производственной программой по выпуску и реализации продукции (работ, услуг), а также снижение затрат на их. В данном разделе излагаются перспективы обеспечения производства требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами. Целесообразно осуществить разработку мер по совершенствованию снабжения.

Раздел «Прогнозирование затрат на производство, снижение материалоемкости и энергоемкости продукции (работ, услуг)»

В данном разделе дается обоснование по каждой статье затрат на производство продукции (работ, услуг), приводятся мероприятия, направленные на снижение затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Раздел «Трудовой потенциал»

В разделе производится расчет потребности в трудовых ресурсах по группам, категориям, функциям и специальностям. Из общей численности выделяется численность работников аппарата управления. При этом следует учесть особенности организационной структуры управления организацией.

Оценка затрат на трудовые ресурсы должна учитывать дополнительные начисления, которые могут устанавливаться на заработную плату специалистов, служащих и рабочих, а также затраты на переподготовку и обучение кадров. В разделе необходимо отразить мероприятия, которые обеспечат рост заработной платы в организации.

Раздел «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»

Этот раздел является одним из важнейших разделов бизнес-плана, отражающим достоверные итоги его осуществления. Целью данного раздела является обоснование оптимального варианта организации производства, позволяющего получить наилучший финансовый результат. Назначение финансового планирования состоит в определении на предстоящий период величины источников поступления доходов, сумм расходов и отчислений. В данном разделе следует четко определить прибыльность бизнес-плана.

Финансовый план включает: баланс доходов и расходов, расчет прибыли и чистой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и окупаемости государственной поддержки, общие инвестиционные затраты по проекту, источники финансирования проекта.

Раздел «Инвестиционный план»

Раздел «Инвестиционный план» должен состоять из описательной части и таблиц. В описательной части приводится краткая характеристика инвестиционных проектов, реализация которых будет продолжена или начата в рассматриваемом в бизнес-плане периоде, описаны результаты реализации проекта. В данном разделе необходимо указать потребность рынка в намечаемой к выпуску продукции, прогнозируемые тенденции по его развитию, достоверность инвестиционных затрат. Взаимосвязь важнейших проектов по бизнес-плану с существующими приоритетами развития науки и интеграции ее в народное хозяйство республики, включая участие в государственных и межгосударственных инвестиционных программах. Для проектов, реализуемых с привлечением иностранных кредитов, указать необходимость гарантии Правительства Республики Беларусь. Для проектов, реализуемых при оказании государственной поддержки, необходимо прилагать расчет окупаемости государственной поддержки в соответствии с Рекомендациями по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов.

Раздел «Расчет эффективности бизнес-плана»

Для оценки эффективности бизнес-плана необходимо использовать комплексную систему показателей, включающую основные показатели работы организации (объем реализованной продукции, себестоимость продукции, прибыль, численность работающих, фонд оплаты труда, основные фонды), качественные показатели, характеризующие эффективность производства (рентабельность, снижение затрат на 1 руб. реализованной продукции, снижение материалоемкости, фондоотдача, производительность труда), и показатели, характеризующие финансовую устойчивость организации (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспечения собственными средствами, оборачиваемость капитала, коэффициент восстановления платежеспособности).

Раздел «Определение мер макро- и микроуровневого характера, обеспечивающих достижение целей и задач»

Определение мер, обеспечивающих достижение целей и задач в прогнозном периоде, является заключительным разделом бизнес-плана развития организации. Они включают мероприятия как отраслевого характера, направленные на совершенствование научно-технической и производственно-хозяйственной деятельности данной организации, так и мероприятия, предлагаемые для решения на уровне Правительства, по совершенствованию систем государственного регулирования науки.

Раздел «Реструктуризация кредиторской задолженности»

Данный раздел заполняется убыточными организациями, имевшими чистый убыток по состоянию на 1 января 2006 г. и претендующими на реструктуризацию кредиторской задолженности в рамках проекта Указа Президента Республики Беларусь «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных организаций».

Показатели хозяйственной деятельности организации заполняются на период 2006 — 2015 гг. (в условиях оказания государственной поддержки и без ее оказания).

Объем разделов бизнес-плана определяется самостоятельно. Содержание разделов бизнес-плана должно быть изложено кратко, ясно и доступным языком.

Каждый раздел формируется на основании проверенных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами.

62.Бизнес-план: понятие, функции, виды, требования к разработке. Состав и содержание нормативно-правовой базы бизнес-планирования в Республике Беларусь.

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.

Бизнес–план предприятия – это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия.

Бизнес-план инвестиционного проекта – это технико–экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

Цель бизнес-плана – прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

• определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки; • сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения; • выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки; • определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы; • оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.

Бизнес-план решает следующие задачи:

• определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия; • разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга, финансов; • определение необходимых ресурсов и поиска их источников; • выявление проблем, с которыми возможно придется сталкиваться; • организация системы контроля за ходом осуществления плана; • подготовка основательного обоснования, с целью привлечения инвесторов. Первые пять направлений необходимы предприятию для своего развития даже в тех случаях, когда нет надобности в привлечении сторонних инвестиций.

Бизнес-план в общем виде состоит из следующих разделов:

• резюме; • характеристика организации и стратегия ее развития; • описание вида деятельности, продукции, их характеристика; • анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга; • производственный план; • организационный план; • инвестиционный и инновационный план; • прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; • показатели эффективности деятельности предприятия.

Нормативно-правовая база: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2000 г. №1146 «О бизнес-планах организаций, осуществляющих выпуск промышленной продукции», «Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов», утвержденные приказом Министерства экономики от 31.03.1999 г. №25.

Источник https://studwood.net/717016/menedzhment/regulirovanie_realizatsiya_biznes_planirovaniya_subektov_hozyaystvovaniya_respubliki_belarus

Источник https://studbooks.net/1327413/ekonomika/protsess_biznes_planirovaniya_organizatsiyah_respublike_belarus

Источник https://studfile.net/preview/3535794/page:19/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: