Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; 2009, N 52, ст. 6441; 2015, N 27, ст. 3947; 2016, N 1, ст. 28; N 27, ст. 4198; 2017, N 49, ст. 7328; 2018, N 1, ст. 89; N 32, ст. 5106; N 49, ст. 7524; N 53, ст. 8413, 8463; 2019, N 30, ст. 4147; N 31, ст. 4452; N 52, ст. 7792; 2020, N 14, ст. 2013; N 24, ст. 3743; 2021, N 27, ст. 5160, 5179) следующие изменения:
а) в пункте 5 слова «и деятельность» заменить словом «, деятельность», дополнить словами «, деятельность заказчиков, указанных в части 1 статьи 16 1 настоящего Федерального закона»;
б) дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:
«10) программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг) (далее — программа развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) — комплекс мер по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, субъектам малого и среднего предпринимательства — участникам программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее — участники программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), реализуемых заказчиками, указанными в части 1 статьи 16 1 настоящего Федерального закона, при участии корпорации развития малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций);
11) индивидуальная карта развития субъекта малого или среднего предпринимательства — индивидуально определенный перечень мероприятий по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, участнику программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков).»;
2) часть 1 статьи 16 дополнить словами «, поддержку участников программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), реализуемых в соответствии со статьей 16 1 настоящего Федерального закона»;
3) дополнить статьей 16 1 следующего содержания:
«Статья 16 1 . Программа развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков)
1. Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при участии корпорации развития малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций) вправе утверждать программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и обеспечивать реализацию программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) реализуются указанными заказчиками без привлечения ими денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также денежных средств, источником формирования которых являлись ранее предоставленные указанным заказчикам денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Участниками программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) могут являться субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых по состоянию на дату утверждения индивидуальной карты развития субъекта малого или среднего предпринимательства содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и которые на дату подачи заявки на участие в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) соответствуют следующим основным требованиям:
1) непроведение ликвидации субъекта малого или среднего предпринимательства — юридического лица, непрекращение деятельности субъекта малого или среднего предпринимательства — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и отсутствие решения арбитражного суда о признании субъекта малого или среднего предпринимательства несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2) неприостановление деятельности субъекта малого или среднего предпринимательства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) отсутствие у субъекта малого или среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов субъекта малого или среднего предпринимательства, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
4) отсутствие у субъекта малого или среднего предпринимательства — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера субъекта малого или среднего предпринимательства — юридического лица непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289 — 291 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с деятельностью данного субъекта малого или среднего предпринимательства, и административного наказания в виде дисквалификации в период, когда лицо считается подвергнутым такому наказанию;
5) отсутствие сведений о субъекте малого или среднего предпринимательства в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
6) отсутствие сведений о субъекте малого или среднего предпринимательства в указанном в части 10 настоящей статьи реестре участников программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), не исполнивших своих обязательств перед заказчиком, предусмотренных соглашением об оказании мер поддержки между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
7) отсутствие отношений связанности (аффилированности) с заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Наличие или отсутствие отношений связанности (аффилированности) определяется в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
производство товаров, выполнение работ, оказание услуг с использованием инноваций и (или) локализация производства товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации.
3. Кроме требований, указанных в пунктах 1 — 8 части 2 настоящей статьи, заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), обусловленные отраслевой спецификой деятельности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика).
4. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, сведения о которых были исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в период реализации программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), сохраняют право на оказание им поддержки до окончания срока действия индивидуальной карты развития субъекта малого или среднего предпринимательства.
5. В целях обеспечения реализации программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Правительство Российской Федерации утверждает:
1) форму программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
2) требования к порядку проведения отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в программах развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
3) порядок проведения корпорацией развития малого и среднего предпринимательства мониторинга реализации программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в том числе мониторинга хода реализации договоров, предусмотренных частью 12 настоящей статьи, и анализа эффективности их реализации, а также форму ежегодного отчета о результатах реализации программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
4) порядок ведения корпорацией развития малого и среднего предпринимательства реестра программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и реестра участников программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), не исполнивших своих обязательств перед заказчиком, предусмотренных соглашением об оказании мер поддержки между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
6. Подготовка и реализация заказчиком программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) состоят из следующих этапов:
1) разработка и утверждение заказчиком программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
2) определение заказчиком видов товаров (работ, услуг) с указанием сведений о кодах по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, в отношении которых может осуществляться реализация программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
3) отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на основании оценки соответствия субъектов малого и среднего предпринимательства основным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, а также дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 3 настоящей статьи заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Такая оценка соответствия может предусматривать определение организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, индекса технологической готовности — показателя, отражающего уровень готовности субъектов малого и среднего предпринимательства к внедрению новых технологий, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению производства;
4) разработка и утверждение индивидуальных карт развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) реализация мероприятий, предусмотренных индивидуальными картами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
7. Программа развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) должна содержать:
1) формы, объем и условия оказания поддержки участникам программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в рамках реализации программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
2) перечень мероприятий по оказанию поддержки участникам программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в том числе финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Такие меры поддержки могут быть реализованы заказчиком при участии корпорации развития малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций);
3) порядок проведения отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), включающий в том числе основания для отказа в участии в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и порядок принятия решения о таком отказе;
4) основные требования к участникам программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), указанные в части 2 настоящей статьи, а также дополнительные требования к участникам программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), установленные в соответствии с частью 3 настоящей статьи заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
5) порядок реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальными картами развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) меры ответственности за нарушение условий реализации программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заказчиком, утвердившим и реализующим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованными органами (организациями);
7) порядок взаимодействия заказчика, корпорации развития малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций), участвующих в реализации программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), и участников программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
виды товаров (работ, услуг) с указанием сведений о кодах по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, в отношении которых осуществляется реализация программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
9) порядок заключения соглашения об оказании мер поддержки между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), и реализации такого соглашения.
8. Заказчик направляет в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства в целях последующего размещения на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) на цифровой платформе с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами:
1) программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) — в срок не позднее десяти календарных дней со дня ее утверждения;
2) информацию о проведении отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) с указанием предельного количества участников программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), определенного заказчиком, — в срок не позднее тридцати календарных дней до даты начала приема заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
3) результаты реализации программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) — в срок не позднее десяти календарных дней со дня окончания срока действия индивидуальной карты развития субъекта малого или среднего предпринимательства;
4) сведения об участниках программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), не исполнивших своих обязательств перед заказчиком, предусмотренных соглашением об оказании мер поддержки между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), — в срок не позднее тридцати календарных дней со дня окончания срока исполнения обязательств.
9. Заказчик вправе реализовать программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, подавших заявки на участие в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), без проведения отбора субъектов малого и среднего предпринимательства в случае, если количество поданных субъектами малого и среднего предпринимательства заявок на участие в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не превышает предельного количества участников программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), определенного заказчиком в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи.
10. В случае, если участник программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не исполнил своих обязательств перед заказчиком, предусмотренных соглашением об оказании мер поддержки между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), корпорацией развития малого и среднего предпринимательства принимается решение о включении сведений о таком участнике программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в реестр участников программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), не исполнивших своих обязательств перед заказчиком, предусмотренных соглашением об оказании мер поддержки между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), ведение которого осуществляет корпорация развития малого и среднего предпринимательства.
11. Формы, объем и условия оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) указываются в индивидуальной карте развития субъекта малого или среднего предпринимательства с учетом в том числе потребностей заказчика в поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
12. В рамках реализации комплекса мер программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим такую программу, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть заключен договор на поставку товара, оказание услуги, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара и (или) по созданию, реконструкции имущества, используемого для оказания такой услуги.»;
4) часть 4 статьи 25 1 дополнить пунктами 12 5 — 12 11 следующего содержания:
«12 5 ) ведет реестр программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), утвержденных в соответствии со статьей 16 1 настоящего Федерального закона;
12 6 ) ведет реестр участников программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), не исполнивших своих обязательств перед заказчиком, предусмотренных соглашением об оказании мер поддержки между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
12 7 ) проводит мониторинг реализации программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), утвержденных в соответствии со статьей 16 1 настоящего Федерального закона, с составлением ежегодного отчета о результатах реализации программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
12 8 ) осуществляет формирование перечня номенклатуры выпускаемых товаров, а также услуг, оказываемых участниками программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в том числе в целях последующего заключения договоров, предусмотренных частью 12 статьи 16 1 настоящего Федерального закона;
12 9 ) оказывает информационную, правовую и иную поддержку участникам программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в том числе потенциальным участникам закупок в целях заключения договоров, предусмотренных частью 12 статьи 16 1 настоящего Федерального закона;
12 10 ) оказывает информационную, консультационную и иную поддержку заказчикам при формировании и реализации программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), предусмотренных статьей 16 1 настоящего Федерального закона;
12 11 ) проводит мониторинг хода реализации договоров, предусмотренных частью 12 статьи 16 1 настоящего Федерального закона, а также анализ эффективности их реализации;».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Статья 2. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
4) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 02.08.2019 № 293-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ)
7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 241 настоящего Федерального закона; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ)
социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ)
9) национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — национальная гарантийная система) — система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее — региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 01.04.2020 № 83-ФЗ)
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. (В редакции федеральных законов от 29.12.2015 № 408-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
11. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется: (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 185-ФЗ)
на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта; (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 185-ФЗ)
(Подпункт в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
е) (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 18.07.2019 № 185-ФЗ)
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек); (В редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 207-ФЗ)
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 21 и 22 настоящей части; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ)
21) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ)
22) для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ)
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
(Дополнение частью — Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ)
2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 21, 22 и 3 части 11 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предприним
Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году
При участии Михаил Пархоменко
Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2022 году.
Кто относится к субъектам МСП
Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.
Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru .
Критерии малого предприятия 2022: таблица
Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть индивидуальные предприниматели, ООО, кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.
В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик становится субъектом малого и среднего предпринимательства.
Среднесписочная численность за предыдущий год
Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета
Прочие ограничения (для ООО)
не более 15 человек
не более 120 млн руб.
- не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;
- доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%;
- доля государства, субъектов РФ и (или) НКО — не более 25% (суммарно)
не более 100 человек
не более 800 млн руб.
не более 250 человек (до 1 000 человек — для легкой промышленности, до 1 500 человек — для общепита)
не более 2 млрд руб.
Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно. Их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса.
Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@ , письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).
Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2022 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2019, 2020 и 2021 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2022 году сохраняется.
Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (п. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Например, если ООО соответствует по численности микропредприятию, но его доход превышает 800 млн руб. (но менее 2 млрд руб.), то оно будет считаться средним.
Что дает статус субъекта малого предпринимательства
Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.
Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.
Льготы для малых предприятий
Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.
Бухгалтерский учет и отчетность
Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.
При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение. Также при данном способе бухучета можно учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы, а запасы оценивать на отчетную дату по фактической себестоимости.
Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).
Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Кассовые операции
Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.
На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.
Налоговые льготы
Налоговые преференции для СМП устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях.
В частности, на выплаты работникам сверх МРОТ данные организации начисляют страховые взносы по пониженным тарифам. А именно: по пенсионным взносам 10%, по медицинским — 5%, по взносам «на больничные» — 0% . Скорее всего, в 2023 году будет действовать другие льготы по взносам (см. « Объединение ПФР и ФСС: какие новшества ожидают страхователей »). Также возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.
В периоды введения коронавирусных ограничений предприятия малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей могли получать государственные субсидии (см., например, « Как бизнесу получить субсидию за нерабочие дни в ноябре »). Дополнительные меры поддержки для СМП вводили отдельные регионы.
Существуют и другие субсидии для малого и среднего бизнеса. Например, за пользование системой быстрых платежей (см. « Субсидия за пользование системой быстрых платежей продлена до конца 2022 года »).
Трудовые отношения
Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.
Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление правительства РФ от 27.08.16 № 858).
Административная ответственность
Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.
Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект , в котором предлагается взимать штрафы с малых и средних предприя тий в том же размере, что и с ИП (с м. « Штрафы для малого и среднего бизнеса смягчат »).
Страхование вкладов
Счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования ( п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введет мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. « Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов ».
Статистическая отчетность
Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.
Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма является чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций.
Остальную статистическую отчетность субъекты малого и среднего предпринимательства сдают в особом порядке. Соответствующая обязанность возникает в рамках сплошного (в отношении всех СМП) или выборочного (в отношении указанных Росстатом организаций и ИП) статистического наблюдения. При этом сплошное исследование малого бизнеса проводится один раз в 5 лет (п. 2 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Так, в 2021 году СМП должны были отчитаться о своей деятельности за 2020 год (см. «Сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом: Росстат напомнил, когда и как надо отчитываться»).
Выборочное статистическое наблюдение проводится в отношении тех субъектов, которые попали в перечень, ежегодно определяемый Росстатом (п. 3 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Информацию о том, нужно ли конкретному субъекту сдавать статотчетность, по каким формам и с какой периодичностью, можно уточнить на сайте Росстата (https://websbor.gks.ru/online/info). Также см. «Отчетность в статистику (Росстат) по ИНН: как узнать, какие отчеты сдавать».
Государственный заказ
Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а продавцы — субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт.
Кроме того, срок оплаты контракта, стороной которого выступает малое или среднее предприятие, меньше, чем для «обычных» участников закупок. Деньги нужно выплатить не позднее 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору или его этапу (п. 14.3, 28 и 32.1 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 11.12.14 № 1352). За нарушение этого срока заказчик может быть оштрафован на сумму до 100 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Особенности деятельности малого предприятия
Такие нюансы могут возникать из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.
Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически не будет отражена дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.
Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.
В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы . И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2022 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.
Источник https://rg.ru/documents/2022/07/20/document-biznes.html
Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/25971
Источник https://www.buhonline.ru/pub/ip/2020/2/15412_kriterii-malogo-predpriyatiya-v-2022-godu